Система росписи византийского храма
курсовые работы, Искусство Объем работы: 41 стр. Год сдачи: 2012 Стоимость: 19 бел рублей (613 рф рублей, 9.5 долларов) Просмотров: 671 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Заключение
Заказать работу
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАННЕВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД 5
1.1. Зарождение византийской храмовой росписи: Особенности стиля и художественного языка 5
1.2. Первые опыты соединения утонченной античной художественной системы с христианскими идеями 7
2. РОСПИСИ ЭПОХИ ЮСТИНИАНА И ПЕРИОДА ИКОНОБОРЧЕСТВА 10
2.1. Становление византинизма 10
2.2. Росписи VII начала VIII вв. Период иконоборства 13
3. СРЕДНЕВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО 16
3.1. Росписи Македонского Ренессанса, комниновской династии и позднекомниновского маньеризма 16
3.2. Иконографический канон: смысл и истоки изображений 19
3.4. Три иконографических пояса 22
3.4. Особенности художественно-эстетической специфики храмовой росписи 28
4. ПОЗДНЕВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО 32
4.1. Палеологовский Ренессанс 32
4.2. Росписи около середины XIV в. и Позднепалеологовские росписи (последняя четверть XIV – первая треть XV вв.) 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 41
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАННЕВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД 5
1.1. Зарождение византийской храмовой росписи: Особенности стиля и художественного языка 5
1.2. Первые опыты соединения утонченной античной художественной системы с христианскими идеями 7
2. РОСПИСИ ЭПОХИ ЮСТИНИАНА И ПЕРИОДА ИКОНОБОРЧЕСТВА 10
2.1. Становление византинизма 10
2.2. Росписи VII начала VIII вв. Период иконоборства 13
3. СРЕДНЕВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО 16
3.1. Росписи Македонского Ренессанса, комниновской династии и позднекомниновского маньеризма 16
3.2. Иконографический канон: смысл и истоки изображений 19
3.4. Три иконографических пояса 22
3.4. Особенности художественно-эстетической специфики храмовой росписи 28
4. ПОЗДНЕВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО 32
4.1. Палеологовский Ренессанс 32
4.2. Росписи около середины XIV в. и Позднепалеологовские росписи (последняя четверть XIV – первая треть XV вв.) 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 41
ВВЕДЕНИЕ
Церковь обладает бесценным сокровищем не только в области богослужения и святоотеческих творений, но и в области церковного искусства.
В искусстве Церкви можно условно выделить две стороны: внутреннюю и внешнюю, смыслообразующую и смыслосоставляющую. Главной из них, безусловно, является внутренняя, в которой заключено духовно-догматическое значение того, что внешней стороной заключено в видимые условные, изобразительные (архитектурные, живописные) формы. Искусство Церкви родственно мирскому искусству, имеет историческую связь с ним, во многом выросло на его почве. Но, используя и в определенной степени возрастая на опыте светского искусства, Церковь внесла в искусство духовность, наполнив его высоким Содержанием, создав символы и образы неповторимой глубины и своеобразия.
Целью нашей работы станет осмысление особенностей идейного содержания и художественного образа росписи византийских храмов.
Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач:
1. анализ стилистических особенностей росписи;
2. конкретизация и осмысление содержания иконографической программы росписи в контексте духовных движений эпохи;
3. анализ принципов организации иконографической программы росписи в соответствии с символикой и литургическими функциями различных частей храмового пространства.
Византийское искусство является фундаментальной основой для рассмотрения всей дальнейшей истории искусств. Без знания этого культурного круга невозможно понимание процессов развития русского искусства, некоторых периодов западноевропейского средневекового искусства, итальянского Ренессанса, а также искусства эпохи конца XIX-XX вв. Все выше сказанное и обуславливает актуальность выбранной темы.
Церковь обладает бесценным сокровищем не только в области богослужения и святоотеческих творений, но и в области церковного искусства.
В искусстве Церкви можно условно выделить две стороны: внутреннюю и внешнюю, смыслообразующую и смыслосоставляющую. Главной из них, безусловно, является внутренняя, в которой заключено духовно-догматическое значение того, что внешней стороной заключено в видимые условные, изобразительные (архитектурные, живописные) формы. Искусство Церкви родственно мирскому искусству, имеет историческую связь с ним, во многом выросло на его почве. Но, используя и в определенной степени возрастая на опыте светского искусства, Церковь внесла в искусство духовность, наполнив его высоким Содержанием, создав символы и образы неповторимой глубины и своеобразия.
Целью нашей работы станет осмысление особенностей идейного содержания и художественного образа росписи византийских храмов.
Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач:
1. анализ стилистических особенностей росписи;
2. конкретизация и осмысление содержания иконографической программы росписи в контексте духовных движений эпохи;
3. анализ принципов организации иконографической программы росписи в соответствии с символикой и литургическими функциями различных частей храмового пространства.
Византийское искусство является фундаментальной основой для рассмотрения всей дальнейшей истории искусств. Без знания этого культурного круга невозможно понимание процессов развития русского искусства, некоторых периодов западноевропейского средневекового искусства, итальянского Ренессанса, а также искусства эпохи конца XIX-XX вв. Все выше сказанное и обуславливает актуальность выбранной темы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Храмовая роспись является важнейшей по значению в христианской культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия Византийской империи.
В соответствии со смыслом храма программа росписи в своей основе оставалась одной и той же в храмах любого типа и назначения: соборных, монастырских, приходских и даже погребальных часовнях. Если эта общая система росписи не отражает функций храма в связи с его практическим назначением, то неизменность ее связана с неизменностью основной функции всякого христианского храма - служить вместилищем Таинства Евхаристии. Конечно, роспись храма может уклоняться от идеального равновесия, может быть более или менее полной: но в какую бы сторону она ни уклонялась, христологическую, мариологическую, житийную или иную, ее основа всегда одна и та же. Это не значит, что сюжеты этой основы остаются неизменными: они, естественно, продолжают развиваться, или, вернее, раскрываться. Но установленная в послеиконоборческий период классическая система росписи остается в Православной Церкви в качестве общего правила до XVII века включительно.
Тематика росписей распределялась в зависимости от смысла храма в целом и от смысла его отдельных частей. Распределение сюжетов подразумевается само собою для всякого, кто живет церковным Преданием.
Храм представлялся христианам сакральным микрокосмосом, подобным божественному универсуму. Соответственно организовывалась и система росписей от Пантократора в куполе, через небесные чины, иногда изображения таинств, Христа и Богоматери (как предстоящих, так и в евангельских сценах) к святителям, мученикам, монахам в нижних регистрах росписи. При этом главной задачей системы росписей восточно-христианского храма, являлась передача знания.
Храмовая роспись является важнейшей по значению в христианской культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия Византийской империи.
В соответствии со смыслом храма программа росписи в своей основе оставалась одной и той же в храмах любого типа и назначения: соборных, монастырских, приходских и даже погребальных часовнях. Если эта общая система росписи не отражает функций храма в связи с его практическим назначением, то неизменность ее связана с неизменностью основной функции всякого христианского храма - служить вместилищем Таинства Евхаристии. Конечно, роспись храма может уклоняться от идеального равновесия, может быть более или менее полной: но в какую бы сторону она ни уклонялась, христологическую, мариологическую, житийную или иную, ее основа всегда одна и та же. Это не значит, что сюжеты этой основы остаются неизменными: они, естественно, продолжают развиваться, или, вернее, раскрываться. Но установленная в послеиконоборческий период классическая система росписи остается в Православной Церкви в качестве общего правила до XVII века включительно.
Тематика росписей распределялась в зависимости от смысла храма в целом и от смысла его отдельных частей. Распределение сюжетов подразумевается само собою для всякого, кто живет церковным Преданием.
Храм представлялся христианам сакральным микрокосмосом, подобным божественному универсуму. Соответственно организовывалась и система росписей от Пантократора в куполе, через небесные чины, иногда изображения таинств, Христа и Богоматери (как предстоящих, так и в евангельских сценах) к святителям, мученикам, монахам в нижних регистрах росписи. При этом главной задачей системы росписей восточно-христианского храма, являлась передача знания.
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.