Психологические особенности смысложизненных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте
курсовые работы, Психология Объем работы: 49 стр. Год сдачи: 2012 Стоимость: 20 бел рублей (645 рф рублей, 10 долларов) Просмотров: 758 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Заключение
Заказать работу
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………… 3
Общая характеристика работы…………………………………………... 5
Глава 1. Теоретические аспекты формирования смысложизненных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте
1.1 Понятие смысложизненных ориентаций в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………..
6
1.2 Особенности смысложизненных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте…………………………………………………………
16
Глава 2. Возрастные особенности смысложизненных ориентаций, характерные для подросткового и юношеского возраста
2.1 Организация исследования. Подбор диагностического инструментария………………………………………………………………
25
2.2 Анализ полученных результатов……………………………………….. 28
2.3 Определение значимости выделенных различий…………………….. 36
Выводы………………………………………………………………………. 39
Заключение………………………………………………………………….. 41
Список использованных источников……………………………………. 43
Приложение 45
Введение……………………………………………………………………… 3
Общая характеристика работы…………………………………………... 5
Глава 1. Теоретические аспекты формирования смысложизненных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте
1.1 Понятие смысложизненных ориентаций в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………..
6
1.2 Особенности смысложизненных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте…………………………………………………………
16
Глава 2. Возрастные особенности смысложизненных ориентаций, характерные для подросткового и юношеского возраста
2.1 Организация исследования. Подбор диагностического инструментария………………………………………………………………
25
2.2 Анализ полученных результатов……………………………………….. 28
2.3 Определение значимости выделенных различий…………………….. 36
Выводы………………………………………………………………………. 39
Заключение………………………………………………………………….. 41
Список использованных источников……………………………………. 43
Приложение 45
ВВЕДЕНИЕ
Ценностное отношение человека к миру пронизывает все сферы его жизнедеятельности, служит интегральной характеристикой его социального состояния, ориентирует его в социальном пространстве. Ценностные ориентации служат базисом социальной системы, по их характеру можно судить о тенденциях изменения общественных отношений, перспективах развития социума. Проблема изучения ценностных ориентаций, являясь междисциплинарной, приобретает особую значимость в периоды общественных трансформаций, глубоких перемен в социально-экономических, социально-политических, социально-культурных условиях жизни людей.
Смысложизненные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые (Б.Г. Ананьев, Т.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский,.Т. Здравомыслов, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов,,В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В. Франкл, В.А. Ядов, А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова) рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека – потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности.
Все аспекты смысла жизни связанны с ценностями: духовное удовлетворение и достижения. Кроме этого, осмысленность в целом связана с креативностью, развитием себя и с сохранением собственной индивидуальности. Осмысленность процесса связана с активными социальными контактами, осмысленность результата с развитием себя, а осмысленность будущего имеет обратную связь с высоким материальным положением.
Ценностное отношение человека к миру пронизывает все сферы его жизнедеятельности, служит интегральной характеристикой его социального состояния, ориентирует его в социальном пространстве. Ценностные ориентации служат базисом социальной системы, по их характеру можно судить о тенденциях изменения общественных отношений, перспективах развития социума. Проблема изучения ценностных ориентаций, являясь междисциплинарной, приобретает особую значимость в периоды общественных трансформаций, глубоких перемен в социально-экономических, социально-политических, социально-культурных условиях жизни людей.
Смысложизненные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые (Б.Г. Ананьев, Т.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский,.Т. Здравомыслов, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов,,В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В. Франкл, В.А. Ядов, А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова) рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека – потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности.
Все аспекты смысла жизни связанны с ценностями: духовное удовлетворение и достижения. Кроме этого, осмысленность в целом связана с креативностью, развитием себя и с сохранением собственной индивидуальности. Осмысленность процесса связана с активными социальными контактами, осмысленность результата с развитием себя, а осмысленность будущего имеет обратную связь с высоким материальным положением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ценностно-смысловая сфера – это функциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирующая способы их достижения. С одной стороны, ценностно-смысловые образования прививаются человеку социумом, но, с другой стороны, и сам человек активно формулирует и конкретизирует их, принимая, изменяя или отвергая ценности и смыслы, предлагаемые обществом. На каждом этапе жизни у человека, исходя из социальных ценностей или биологических потребностей, должны появиться некие цели жизнедеятельности, для реализации которых необходимо понимание (или даже ощущение) их смысла. Именно такая осмысленность цели даёт человеку энергию для её реализации, делая её приоритетной. Отсутствие осмысленности целей дезорганизует всю систему ценностей, делая поведение человека или «автоматизированным», основанным на ожиданиях окружающих, или нецеленаправленным, зачастую противоречивым, девиантным. Неопределённость личностных смыслов мешает человеку занять своё место в социальной системе, что, в свою очередь, ещё более дезорганизует их.
В нашем исследовании мы исходили из понятия «смысложизненных ориентаций», выдвинутого Д.А. Леонтьевым, в котором он указывает, что, несомненно, смыслы укоренены в бытии, они существуют в объективной действительности, но реализация объективно существующего онтологического смысла всегда личностна. Это вопрос не познания, а признания, человек не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий. Жизнь любого человека, поскольку она к чему-то устремлена, объективно имеет смысл, который, однако, может не осознаваться человеком до самой смерти.
Ценностно-смысловая сфера – это функциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирующая способы их достижения. С одной стороны, ценностно-смысловые образования прививаются человеку социумом, но, с другой стороны, и сам человек активно формулирует и конкретизирует их, принимая, изменяя или отвергая ценности и смыслы, предлагаемые обществом. На каждом этапе жизни у человека, исходя из социальных ценностей или биологических потребностей, должны появиться некие цели жизнедеятельности, для реализации которых необходимо понимание (или даже ощущение) их смысла. Именно такая осмысленность цели даёт человеку энергию для её реализации, делая её приоритетной. Отсутствие осмысленности целей дезорганизует всю систему ценностей, делая поведение человека или «автоматизированным», основанным на ожиданиях окружающих, или нецеленаправленным, зачастую противоречивым, девиантным. Неопределённость личностных смыслов мешает человеку занять своё место в социальной системе, что, в свою очередь, ещё более дезорганизует их.
В нашем исследовании мы исходили из понятия «смысложизненных ориентаций», выдвинутого Д.А. Леонтьевым, в котором он указывает, что, несомненно, смыслы укоренены в бытии, они существуют в объективной действительности, но реализация объективно существующего онтологического смысла всегда личностна. Это вопрос не познания, а признания, человек не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий. Жизнь любого человека, поскольку она к чему-то устремлена, объективно имеет смысл, который, однако, может не осознаваться человеком до самой смерти.
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.