Концепция культуры Данилевского
курсовые работы, История Объем работы: 34 стр. Год сдачи: 2010 Стоимость: 15 бел рублей (484 рф рублей, 7.5 долларов) Просмотров: 397 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Заключение
Заказать работу
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.Классификация культур по историческому типу……………….5
1.1 Типология культур: цивилизационный подход………………….5
1.2 Предпосылки возникновения теории культурно-исторических типов…………………………………………………………………………….7
ГЛАВА 2. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского……14
2.1 Культурно-исторический тип как центральное понятие теории Н. Я. Данилевского……………………………….14
2.2 Законы культурно-исторического движения………….22
2.3 Оценка теории культурно-исторических типов с точки зрения современности…………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованных источников…………………………………………32
Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.Классификация культур по историческому типу……………….5
1.1 Типология культур: цивилизационный подход………………….5
1.2 Предпосылки возникновения теории культурно-исторических типов…………………………………………………………………………….7
ГЛАВА 2. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского……14
2.1 Культурно-исторический тип как центральное понятие теории Н. Я. Данилевского……………………………….14
2.2 Законы культурно-исторического движения………….22
2.3 Оценка теории культурно-исторических типов с точки зрения современности…………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованных источников…………………………………………32
Введение
В истории человечества всегда существовало множество культур, культур самобытных, не похожих одна на другую. Однако в гуманитарных науках нет единого устоявшегося мнения о том, сколько цивилизаций возникло на протяжении истории человечества. Существенный вклад в осмысление данной проблемы внес русский философ Н.Я. Данилевский (1822—1885 г.г). В частности, он сформулировал принципиально новую культурологическую концепцию, которая знаменовала разрыв с предшествовавшей традицией.
Данилевский считал, что в мире одновременно существует множество разнородных культур, или культурно-исторических типов, т.е. особых культур, которые раскрывают свои возможности в конкретные исторические периоды.
Выбор для изучения философско-исторических воззрений Н.Я.Данилевского в первую очередь определяется тем обстоятельством, что созданная русским мыслителем оригинальная философско-историческая доктрина — теория культурно-исторических типов — стала первым вариантом теории локальных цивилизаций, достижениями которой были критика европоцентристской установки и углубленная разработка проблематики типологии культур. Данное учение стало крупной вехой в развитии славянофильско-почвеннического направления в общественном отражён и взгляд на развитие истории славянской цивилизации и культуры
В связи с этим изучение культурологической теории Н.Я.Данилевского — родоначальника теорий локальных цивилизаций — представляет достаточно актуальный интерес.
Объект курсовой работы - теория культуры Н.Я. Данилевского, предмет – культурно-исторический тип как основное понятие теории Данилевского.
Цель курсовой работы – выявить особенности теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Исходя из цели работы перед исследователем были поставлены следующие задачи:
В истории человечества всегда существовало множество культур, культур самобытных, не похожих одна на другую. Однако в гуманитарных науках нет единого устоявшегося мнения о том, сколько цивилизаций возникло на протяжении истории человечества. Существенный вклад в осмысление данной проблемы внес русский философ Н.Я. Данилевский (1822—1885 г.г). В частности, он сформулировал принципиально новую культурологическую концепцию, которая знаменовала разрыв с предшествовавшей традицией.
Данилевский считал, что в мире одновременно существует множество разнородных культур, или культурно-исторических типов, т.е. особых культур, которые раскрывают свои возможности в конкретные исторические периоды.
Выбор для изучения философско-исторических воззрений Н.Я.Данилевского в первую очередь определяется тем обстоятельством, что созданная русским мыслителем оригинальная философско-историческая доктрина — теория культурно-исторических типов — стала первым вариантом теории локальных цивилизаций, достижениями которой были критика европоцентристской установки и углубленная разработка проблематики типологии культур. Данное учение стало крупной вехой в развитии славянофильско-почвеннического направления в общественном отражён и взгляд на развитие истории славянской цивилизации и культуры
В связи с этим изучение культурологической теории Н.Я.Данилевского — родоначальника теорий локальных цивилизаций — представляет достаточно актуальный интерес.
Объект курсовой работы - теория культуры Н.Я. Данилевского, предмет – культурно-исторический тип как основное понятие теории Данилевского.
Цель курсовой работы – выявить особенности теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Исходя из цели работы перед исследователем были поставлены следующие задачи:
Заключение
Итак, в результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
1) Не существует понятия «общечеловеческой цивилизации». Развитие человечества происходит посредством самобытных культурно-исторических типов, и не об одном типе нельзя сказать, что он представляет собой общечеловеческую цивилизацию. Задача истории – проявление в различное время различными культурными типами свойственным им мировоззрения, целей, стремлений. Славянство – тоже самобытный культурно-исторический тип, тип своеобразный, имеющий задатки для того, что бы стать первым четырехосновным культурно-историческим типом. Лишь альтернативный западному путь развития этого типа приведет к самореализации славянских народов.
2) Исходя из основных положений теории культурно-исторических типов, Н.Я.Данилевский пересматривает традиционное для философско-исторических и историографических концепций середины XIX века представление о прогрессе как о переходе единого человечества от менее совершенного состояния к более совершенному. Прогресс человечества состоит, по Н.Я. Данилевскому, не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях.
3) Основные закономерности возникновения, роста и заката цивилизаций Н.Я. Данилевский формулирует следующим образом:
- Любое племя или народ, говорящие на одном языке или принадлежащие к одной языковой группе, представляют собой культурно-исторический тип, если они духовно способны к историческому развитию и прошли стадию детства.
- Для подлинного рождения и развития культуры народ должен достичь политической независимости.
Итак, в результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
1) Не существует понятия «общечеловеческой цивилизации». Развитие человечества происходит посредством самобытных культурно-исторических типов, и не об одном типе нельзя сказать, что он представляет собой общечеловеческую цивилизацию. Задача истории – проявление в различное время различными культурными типами свойственным им мировоззрения, целей, стремлений. Славянство – тоже самобытный культурно-исторический тип, тип своеобразный, имеющий задатки для того, что бы стать первым четырехосновным культурно-историческим типом. Лишь альтернативный западному путь развития этого типа приведет к самореализации славянских народов.
2) Исходя из основных положений теории культурно-исторических типов, Н.Я.Данилевский пересматривает традиционное для философско-исторических и историографических концепций середины XIX века представление о прогрессе как о переходе единого человечества от менее совершенного состояния к более совершенному. Прогресс человечества состоит, по Н.Я. Данилевскому, не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях.
3) Основные закономерности возникновения, роста и заката цивилизаций Н.Я. Данилевский формулирует следующим образом:
- Любое племя или народ, говорящие на одном языке или принадлежащие к одной языковой группе, представляют собой культурно-исторический тип, если они духовно способны к историческому развитию и прошли стадию детства.
- Для подлинного рождения и развития культуры народ должен достичь политической независимости.
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.