Истина в философии и науке
рефераты, Философия Объем работы: 29 стр. Год сдачи: 2012 Стоимость: 10 бел рублей (323 рф рублей, 5 долларов) Просмотров: 418 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Заключение
Заказать работу
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1 Истина в философии и науке 5
1.1. Подходы к пониманию истины 5
1.2. Что есть истина 12
Глава 2 Истина как ценность 17
Заключение 25
Список использованных источников 28
Введение 3
Глава 1 Истина в философии и науке 5
1.1. Подходы к пониманию истины 5
1.2. Что есть истина 12
Глава 2 Истина как ценность 17
Заключение 25
Список использованных источников 28
ВВЕДЕНИЕ
Цель данной работы – изучить вопросы истины и ценности в современной науке.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить различные подходы к пониманию истины,
2) рассмотреть различные толкования истины,
3) охарактеризовать истину как ценность.
Объект исследования – истина в современной науке.
Предмет исследования – истина как ценность.
Актуальность темы. Проблема взаимоотношений истины и ценности инициирована современной философией науки под влиянием изменившегося содержания научной рациональности на этапе Большой науки второй половины ХХ века в связи с обоснованием ее ценностного статуса. Ибо если классический вариант научной рациональности, сосредоточив свое внимание на познаваемом объекте, исключал все относящееся к субъекту и средствам его активности, то неклассический уже учитывает эти связи, но лишь во внутринаучной, собственно познавательной деятельности. Постнеклассическая же научная рациональность не только учитывает связь знаний об объекте со средствами их получения, но и соотносит сами внутринаучные цели с вненаучными, социальными ценностями и целями.
Естественно, что при таком подходе в центре внимания оказывается взаимодействие научной истины с внутри- и вненаучными ценностями при рассмотрении проблем противостояния сциентизма и антисциентизма, соотношения естественнонаучного и социогуманитарного знания, проблемы ценностной нейтральности науки и социально-этической ответственности ученых и науки в целом за последствия своей деятельности.
Цель данной работы – изучить вопросы истины и ценности в современной науке.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить различные подходы к пониманию истины,
2) рассмотреть различные толкования истины,
3) охарактеризовать истину как ценность.
Объект исследования – истина в современной науке.
Предмет исследования – истина как ценность.
Актуальность темы. Проблема взаимоотношений истины и ценности инициирована современной философией науки под влиянием изменившегося содержания научной рациональности на этапе Большой науки второй половины ХХ века в связи с обоснованием ее ценностного статуса. Ибо если классический вариант научной рациональности, сосредоточив свое внимание на познаваемом объекте, исключал все относящееся к субъекту и средствам его активности, то неклассический уже учитывает эти связи, но лишь во внутринаучной, собственно познавательной деятельности. Постнеклассическая же научная рациональность не только учитывает связь знаний об объекте со средствами их получения, но и соотносит сами внутринаучные цели с вненаучными, социальными ценностями и целями.
Естественно, что при таком подходе в центре внимания оказывается взаимодействие научной истины с внутри- и вненаучными ценностями при рассмотрении проблем противостояния сциентизма и антисциентизма, соотношения естественнонаучного и социогуманитарного знания, проблемы ценностной нейтральности науки и социально-этической ответственности ученых и науки в целом за последствия своей деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Традиционный логико-гносеологический подход к познанию и истине сыграл значимую историческую роль в философии, науке, культуре. Наработанные им понятия и идеи по-прежнему широко используются в мире «теоретизма». Однако природа формулируемых абстракций, их действительные смыслы должны осознаваться, необходимо учитывать их известную ограниченность, инструментальность и определенного рода искусственность.
Экзистенциально-антропологическая традиция познания и истины не имела в европейской философии и науке такого значения, как первая. Для нее не сложился понятийный базис, не сразу вызрели идеи, ее гуманистиче-ская значимость с трудом побеждает опасения впасть в психологизм и релятивизм. Однако, по мере усиления второй традиции, обе останутся неравноценными. Вторая относится не к некой автономной области «научного» или «вненаучного» знания, но ко всему познанию в целом, где эти области - лишь виды знания. Экзистенциально-антропологическая традиция учитывает, что в гуманитарном познании речь идет не о вещи, предмете, но о субъекте как целостном человеке познающем, реконструкция которого осуществляется в контексте культуры и социума. Она отличается целостным подходом к результатам познавательной деятельности, поскольку принимает во внимание не только рациональное, но и иррациональное, не только истину, но и заблуждение, осуществляя содержательный анализ их смыслов.
Мы полагаем, что совмещение экзистенциально-антропологической и логико-методологической традиций в познании истины в ходе исследований социальной действительности - важное методологическое условие и задача современного эффективного развития социальных и гуманитарных наук.
Для социально-гуманитарных исследований также значим принцип диалектического единства истины и ценности. Овладение личностью ис-тинными знаниями, выработанными наукой при опоре на рациональные средства, еще не означает ее готовности бороться за эту истину в ходе социальной практики. Подобное возможно, когда истина...
Традиционный логико-гносеологический подход к познанию и истине сыграл значимую историческую роль в философии, науке, культуре. Наработанные им понятия и идеи по-прежнему широко используются в мире «теоретизма». Однако природа формулируемых абстракций, их действительные смыслы должны осознаваться, необходимо учитывать их известную ограниченность, инструментальность и определенного рода искусственность.
Экзистенциально-антропологическая традиция познания и истины не имела в европейской философии и науке такого значения, как первая. Для нее не сложился понятийный базис, не сразу вызрели идеи, ее гуманистиче-ская значимость с трудом побеждает опасения впасть в психологизм и релятивизм. Однако, по мере усиления второй традиции, обе останутся неравноценными. Вторая относится не к некой автономной области «научного» или «вненаучного» знания, но ко всему познанию в целом, где эти области - лишь виды знания. Экзистенциально-антропологическая традиция учитывает, что в гуманитарном познании речь идет не о вещи, предмете, но о субъекте как целостном человеке познающем, реконструкция которого осуществляется в контексте культуры и социума. Она отличается целостным подходом к результатам познавательной деятельности, поскольку принимает во внимание не только рациональное, но и иррациональное, не только истину, но и заблуждение, осуществляя содержательный анализ их смыслов.
Мы полагаем, что совмещение экзистенциально-антропологической и логико-методологической традиций в познании истины в ходе исследований социальной действительности - важное методологическое условие и задача современного эффективного развития социальных и гуманитарных наук.
Для социально-гуманитарных исследований также значим принцип диалектического единства истины и ценности. Овладение личностью ис-тинными знаниями, выработанными наукой при опоре на рациональные средства, еще не означает ее готовности бороться за эту истину в ходе социальной практики. Подобное возможно, когда истина...
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.