«Социальная и культурная антропология как область научного исследования развития культуры»
курсовые работы, Культурология Объем работы: 23 стр. Год сдачи: 2011 Стоимость: 15 бел рублей (484 рф рублей, 7.5 долларов) Просмотров: 505 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Содержание
Заключение
Заказать работу
Оглавление
Введение 3
1. История возникновения социально-культурной антропологии 4
1.1 Понятие социально-культурной антропологии 4
1.2 История возникновения научной дисциплины 5
2. Западные научные школы и подходы к изучению 10
2.1 Британская школа социальной антропологии 10
2.2 Североамериканская школа культурной антропологии 14
3. Сравнение культур Запада и Востока с точки зрения эволюционного подхода 18
Заключение 20
Список литературы 22
Введение 3
1. История возникновения социально-культурной антропологии 4
1.1 Понятие социально-культурной антропологии 4
1.2 История возникновения научной дисциплины 5
2. Западные научные школы и подходы к изучению 10
2.1 Британская школа социальной антропологии 10
2.2 Североамериканская школа культурной антропологии 14
3. Сравнение культур Запада и Востока с точки зрения эволюционного подхода 18
Заключение 20
Список литературы 22
Введение
Важнейшей задачей человеческой цивилизации является развитие человека и общества. Это развитие тесно связано с понятием культуры. По уровню развития культуры можно судить о развитии человека и общества в целом. В связи с этим, социально-культурная антропология как область научного исследования развития культуры представляет значительный интерес для анализа и исследования, тем более что, не смотря на уже солидный для научной дисциплины возраст, она еще не получила широкого распространения и изучения на постсоветском пространстве.
Актуальность данной работы вызвана необходимостью проанализировать, что представляет собой социально-культурная антропология, как научная дисциплина, занимающая в США и Западной Европе ведущее место среди наук о человеке и обществах.
Предметом рассмотрения являются теоретические и учебные материалы по социально-культурной антропологии.
Целью данной работы является приобретение общих понятий о социально-культурной антропологии как области научного исследования развития культуры.
Для этого поставлены следующие задачи:
Выполнить краткую характеристику особенностей данной научной дисциплины;
Провести краткий обзор истории возникновения культурной антропологии;
Выявить особенности различных направлений и школ культурной антропологии;
Более подробно рассмотреть направление эволюционизма;
На основе полученных знаний, сравнить культуры Востока и Запада с точки зрения эволюционного подхода.
Важнейшей задачей человеческой цивилизации является развитие человека и общества. Это развитие тесно связано с понятием культуры. По уровню развития культуры можно судить о развитии человека и общества в целом. В связи с этим, социально-культурная антропология как область научного исследования развития культуры представляет значительный интерес для анализа и исследования, тем более что, не смотря на уже солидный для научной дисциплины возраст, она еще не получила широкого распространения и изучения на постсоветском пространстве.
Актуальность данной работы вызвана необходимостью проанализировать, что представляет собой социально-культурная антропология, как научная дисциплина, занимающая в США и Западной Европе ведущее место среди наук о человеке и обществах.
Предметом рассмотрения являются теоретические и учебные материалы по социально-культурной антропологии.
Целью данной работы является приобретение общих понятий о социально-культурной антропологии как области научного исследования развития культуры.
Для этого поставлены следующие задачи:
Выполнить краткую характеристику особенностей данной научной дисциплины;
Провести краткий обзор истории возникновения культурной антропологии;
Выявить особенности различных направлений и школ культурной антропологии;
Более подробно рассмотреть направление эволюционизма;
На основе полученных знаний, сравнить культуры Востока и Запада с точки зрения эволюционного подхода.
1.1 Понятие социально-культурной антропологии
Прежде чем рассматривать историю возникновения социально-культурной антропологии, дадим краткую характеристику данной научной дисциплины. Социально-культурная антропология представляет собой социально-научную дисциплину, изучающую человека «посредством анализа его взаимодействия с природным и искусственным окружением ».
Она состоит из двух тесно взаимосвязанных направлений антропологии: социальной антропологии и культурной антропологии. В данной работе мы будем рассматривать их с точки зрения на них западных научных школ: британской и американской. Социальную антропологию связывают с британской антропологической школой, поскольку именно в ней данное название получило наибольшее распространение. Американские же ученые широко использовали понятие культурной антропологии. Данное различие возникло из-за того, что британские ученые начинали свои исследования с изучения племен Полинезии, Новой Зеландии, африканских стран, с их развитой социальной составляющей, в то время как жизнь американских индейцев отличались богатой культурной составляющей . В таком варианте, социальная антропология выглядела, как направление, изучающее примитивные, традиционные общественные системы; а культурная антропология, как направление, изучающее культуры, как среду обитания и форму жизнедеятельности человека. Однако налицо тесная взаимосвязь социальной и культурной антропологии, что дает право объединить их в единую научную дисциплину.
Прежде чем рассматривать историю возникновения социально-культурной антропологии, дадим краткую характеристику данной научной дисциплины. Социально-культурная антропология представляет собой социально-научную дисциплину, изучающую человека «посредством анализа его взаимодействия с природным и искусственным окружением ».
Она состоит из двух тесно взаимосвязанных направлений антропологии: социальной антропологии и культурной антропологии. В данной работе мы будем рассматривать их с точки зрения на них западных научных школ: британской и американской. Социальную антропологию связывают с британской антропологической школой, поскольку именно в ней данное название получило наибольшее распространение. Американские же ученые широко использовали понятие культурной антропологии. Данное различие возникло из-за того, что британские ученые начинали свои исследования с изучения племен Полинезии, Новой Зеландии, африканских стран, с их развитой социальной составляющей, в то время как жизнь американских индейцев отличались богатой культурной составляющей . В таком варианте, социальная антропология выглядела, как направление, изучающее примитивные, традиционные общественные системы; а культурная антропология, как направление, изучающее культуры, как среду обитания и форму жизнедеятельности человека. Однако налицо тесная взаимосвязь социальной и культурной антропологии, что дает право объединить их в единую научную дисциплину.
Заключение
Социально-культурная антропология как область научного исследования развития культуры является комплексной: культурологическое направление сближает антропологию с географией, технологией и историей первобытного общества, а социологическое – с археологией, историей и психологией. Теснейшую связь культурная антропология имеет с этнологией, из которой она в свое время вышла.
Из истории развития данного вида антропологии видно, что в английской школе она развивалась как социальная антропология, а в американской как культурная. Принципиальной разницы между ними не существовало, хотя определение «культурная» имеет более широкое значение.
Основными школами социально-культурной антропологии были:
Классический эволюционизм;
Французская школа социологии и антропологии;
Историческая школа, или школа Боаса;
Диффузионизм, или школа Ратцеля;
Неоэволюционализм.
Самое большое распространение в теории культурной антропологии получили идеи эволюционизма. Большинство новых школ возникло как альтернатива эволюционизму, однако в итоге это привело к возникновению неоэволюционизма, который стал учитывать многие ошибки классического эволюционизма и взял себе на вооружение некоторые разработки других школ.
Главной идеей эволюционизма является единая линия культурного развития всего человечества, которая происходит в соответствии с законами эволюции.
Социально-культурная антропология как область научного исследования развития культуры является комплексной: культурологическое направление сближает антропологию с географией, технологией и историей первобытного общества, а социологическое – с археологией, историей и психологией. Теснейшую связь культурная антропология имеет с этнологией, из которой она в свое время вышла.
Из истории развития данного вида антропологии видно, что в английской школе она развивалась как социальная антропология, а в американской как культурная. Принципиальной разницы между ними не существовало, хотя определение «культурная» имеет более широкое значение.
Основными школами социально-культурной антропологии были:
Классический эволюционизм;
Французская школа социологии и антропологии;
Историческая школа, или школа Боаса;
Диффузионизм, или школа Ратцеля;
Неоэволюционализм.
Самое большое распространение в теории культурной антропологии получили идеи эволюционизма. Большинство новых школ возникло как альтернатива эволюционизму, однако в итоге это привело к возникновению неоэволюционизма, который стал учитывать многие ошибки классического эволюционизма и взял себе на вооружение некоторые разработки других школ.
Главной идеей эволюционизма является единая линия культурного развития всего человечества, которая происходит в соответствии с законами эволюции.
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.