*
*

X

Заказать работу

оценка заказа бесплатно

Франциск Скарына как прототип гуманиста на территории восточной Европы

дипломные работы, Философия

Объем работы: 55 стр.

Год сдачи: 2012

Стоимость: 50 бел рублей (1613 рф рублей, 25 долларов)

Просмотров: 625

 

Не подходит работа?
Узнай цену на написание.

Оглавление
Введение
Содержание
Заключение
Заказать работу
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИЗМА 7
1.1 Феномен гуманизма в эпоху Возрождения на территории Западной Европы 7
1.2 Гуманизм в эпоху Возрождения на территории ВКЛ 15
1.3.Образ «идеального гуманиста» 21
ГЛАВА 2. ФРАНЦИСК СКОРИНА КАК ПРОТОТИП ГУМАНИСТА 27
2.1.Становление личности Франциска Скорины 29
2.2.Деятельность Франциска Скорины как вклад в развитие культуры эпохи Возрождения 36
2.3. Воплощение образа «идеального гуманиста» в жизни Франциска Скорины 36
ВЫВОДЫ: 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51

ВВЕДЕНИЕ

Интерес к гуманизму, к гуманным проявлениям в обществе, возник уже в социально-философской мысли Древнего Мира. Формируемые представления о принципах гуманности уже тогда пытались так или иначе осуществлять в реальной жизни, в практике. Особенно ярко это было выражено в философии Конфуция и в некоторых направлениях древнеиндийской философии.
У Конфуция основным понятием этики было «жэнь» - человеколюбие - нравственный принцип, определяющий отношения между людьми в обществе и семье, проповедующий уважение и любовь к старшим по возрасту и по общественному положению.
По мнению Конфуция высоконравственный человек должен обладать двумя важнейшими достоинствами: быть гуманным (человеколюбивым, справедливым, бескорыстным, скромным, сдержанным и т.д.) и выше всего ставить чувство долга (сознавать свою ответственность перед предками, семьей, государством).
В соответствии с моделью «совершенного» человека формируются гуманные представления в философии Древней Индии. В учении Будды это связано с его четырьмя священными истинами и «восьмеричным путем к спасению». Гуманизм здесь выражается через утверждение соответствующих нравственных принципов. Высоконравственный, гуманный человек должен быть приверженцем целомудрия, правдивости, чистоты в мыслях и поступках, уважения к чужой собственности, щедрости и благотворительности, сострадания и любви ко всему живому.
В средневековый период в Европе в качестве идеальной модели человека, фактически, представлялся идеальный образ «святого», разум которого, проникнутый божественным светом и любовью должен быть свободен от замкнутого эгоизма. Отсюда аскетизм, который требует, чтобы духовной красоте сопутствовала святость тела. Подлинно гуманными представлялись мысли и действия святого, а они от Бога.
Но гуманизм как социальная проблема явно предстал в европейской культурной традиции в эпоху Возрождения. Это период становления капиталистических отношений и оформления светской культуры, носительницей которой...
1.1 Феномен гуманизма в эпоху Возрождения на территории Западной Европы
Термин «ренессансный гуманизм» (или «гуманизм эпохи Возрождения») сложился в научной литературе прошлого столетия на основе понятий, характерных для самой этой эпохи, - humanitas (в значении присущей человеку высоконравственной духовной культуры).
Возрожденческий гуманизм выражается в нескольких основополагающих идеях, которые, несмотря на сопротивление церкви, постепенно утверждаются и в реальной жизни, во всех её сферах. Человек всё увереннее и позитивно рассматривается и утверждается как прекрасная и совершенная индивидуальность. Уникальность есть признак и принадлежность человеческой самости.
Индивидуализм не рассматривается только как негативная сторона человеческой, натуры, но и как проявление человеческой активности, инициативности, что особенно было востребовано в период формирования новых, только нарождающихся буржуазных отношений. Уникальность указывает на неповторимость каждого человека, на основе чего делается важный вывод – каждый человек является абсолютной и никем не заменимой ценностью, он ценность сам по себе независимо от отношения с Богом. Эта идея и становится фундаментальным принципом гуманизма Возрождения, который повлиял на последующие формы европейского гуманизма.
Другим важным принципом гуманизма Возрождения является признание человека творческим существом, а его жизни проявление есть выражение и утверждение природных дарований, принадлежащих человеку и неотделимых от него. «Принципиальное значение для гуманизма Возрождения признание человека ни в чём не ограниченным свободным существом, который сам определяет и творит свой образ и свою судьбу. Он в полной мере суверенное существо» [19;14]. Человек стоит перед выбором и вынужден сам выбирать и себя, свой жизненный план, свою жизненную программу.
Он как бы сам творит себя, что становится внутренним мотивом и побуждением его деятельности. Человек сам определяет смысл своего бытия и реализация его становится его...
ВЫВОДЫ:


В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
У истоков ренессансной гуманистической мысли Великого княжества Литовского стоял выдающийся белорусский мыслитель, основоположник славянского книгопечатания, переводчик Библии доктор Франциск Скорина. В воплощении идеалов гуманизма Ф. Скорина оказался в одном ряду с такими выдающимися деятелями культуры, как А. Данте, Ф. Петрарка, Леонардо да Винчи,Т. Мор, Э. Роттердамский, Н. Макиавелли, Д. Бруно, Ф. Бэкон и другие.
Гуманисты ВКЛ в отличие от западноевропейских, особенно итальянских, культивировавших идею индивидуальной свободы, ограничивали ее интересами общего блага (добра). Ориентация личности на служение общему благу конкретизировалась в национально-патриотических формах: служение Родине, своему народу, защита интересов простого люда.
Особенностью гуманизма Ф. Скорины стало утверждение в массовом сознании, национальном характере и поведении населения такой черты, как толерантность, т.е. терпимость, сдержанность во взаимоотношениях с другими народами, в отношении к иным мнениям и убеждениям.
Мировоззрение Франциска Скорины характеризуется широким диапазоном. Философские взгляды мыслителя характеризуются антропоцентризмом, расширением границ духовной свободы человека, демократизмом и патриотизмом. Его взгляды построены на основе единства этического, эстетического, нравственности, красоты и истины. Для Скорины также характерно стремление не к решительному разрыву со средневековым мировоззрением, а к его реформированию, обновлению в соответствии с новыми ренессансно-гуманистическими установками и идеалами.
Скорина делает также попытку пересмотреть ортодоксально-христианскую трактовку проблемы человеческого существования. Гуманист утверждает самоценность человеческой жизни. Для Скорины высшее благо — благо земное, т.е. интеллектуально насыщенная, нравственно совершенная и общественно полезная жизнь на земле. Человека он рассматривает как бы в трех измерениях — как существо...

После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.

Эту работу можно получить в офисе или после поступления денег на счет в течении 30 минут.
ФИО *


E-mail для получения работы *


Телефон *


Дополнительная информация, вопросы, комментарии:


С условиями прибретения работы согласен.

 
Добавить страницу в закладки
Отправить ссылку другу