Проза Б. Пильняка: черты модернизма, идейное содержание
рефераты, Русский язык и литература Объем работы: 9 стр. Год сдачи: 2012 Стоимость: 15 бел рублей (484 рф рублей, 7.5 долларов) Просмотров: 523 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Содержание
Заключение
Заказать работу
Содержание
Введение……………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Особенности творчества Б. Пильняка………… 4
Глава 2. Черты модернизма, идейное содержание произведений писателя……… 5
Заключение……………………………………………………………………………. 8
Список литературы…………………………………………………………………… 9
Введение……………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Особенности творчества Б. Пильняка………… 4
Глава 2. Черты модернизма, идейное содержание произведений писателя……… 5
Заключение……………………………………………………………………………. 8
Список литературы…………………………………………………………………… 9
Введение
Модернизм является своеобразной революцией в литературе, участники которой объявили о разрыве не только с традицией реалистического правдоподобия, но и с западной культурно-литературной традицией вообще.
Модернизм как новое направление в искусстве зарождается на рубеже веков, делится на большое количество течений, объединенных поиском новых форм. Модернистская литература по большей своей части космополитична и обычно выражает чувство потерянности в урбанистической среде. Именно модернизм, в отличие от всех предыдущих течений, акцентирует свое внимание на человеке, на его внутренней сущности, отбрасывая внешний антураж или видоизменяя его так, чтобы он только подчеркивал основную идею.
Перечисляя признаки модернизма, можно назвать неверие в разумность миропорядка, отрицание исторического прогресса и утверждение абсурдности бытия; исключительный интерес к личности вне её социальной принадлежности; мифотворческий метод восприятия и объяснения мира; поклонение искусству как высшей ценности в жизни.
Одной из философских основ модернизма стала философия Фридриха Ницше, согласно которой каждый сам себе бог и закон. Мир человека определяется только им самим, если у него хватит на это силы. Основная же движущая сила мира и человека – это воля к власти.
Еще одним важным вкладом в развитие модернизма стал психоанализ Фрейда. Человек по Фрейду представлял собой не рациональную сущность, а комплекс бессознательных импульсов, подавляемых выработанным с помощью социализации столь же бессознательным «суперэго». Человек получает свободу бога и свободу животного, и оказывается в полном соответствии со своим желанием уйти от ненавистного позитивизма ближе к животному.
У Шопенгауэра сущность мира предстает как неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни. «Освобождение» от мира, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм достигается в состоянии, близком буддийской нирване.
В данной работе особое внимание будет уделено выявлению черт модернизма в...
Модернизм является своеобразной революцией в литературе, участники которой объявили о разрыве не только с традицией реалистического правдоподобия, но и с западной культурно-литературной традицией вообще.
Модернизм как новое направление в искусстве зарождается на рубеже веков, делится на большое количество течений, объединенных поиском новых форм. Модернистская литература по большей своей части космополитична и обычно выражает чувство потерянности в урбанистической среде. Именно модернизм, в отличие от всех предыдущих течений, акцентирует свое внимание на человеке, на его внутренней сущности, отбрасывая внешний антураж или видоизменяя его так, чтобы он только подчеркивал основную идею.
Перечисляя признаки модернизма, можно назвать неверие в разумность миропорядка, отрицание исторического прогресса и утверждение абсурдности бытия; исключительный интерес к личности вне её социальной принадлежности; мифотворческий метод восприятия и объяснения мира; поклонение искусству как высшей ценности в жизни.
Одной из философских основ модернизма стала философия Фридриха Ницше, согласно которой каждый сам себе бог и закон. Мир человека определяется только им самим, если у него хватит на это силы. Основная же движущая сила мира и человека – это воля к власти.
Еще одним важным вкладом в развитие модернизма стал психоанализ Фрейда. Человек по Фрейду представлял собой не рациональную сущность, а комплекс бессознательных импульсов, подавляемых выработанным с помощью социализации столь же бессознательным «суперэго». Человек получает свободу бога и свободу животного, и оказывается в полном соответствии со своим желанием уйти от ненавистного позитивизма ближе к животному.
У Шопенгауэра сущность мира предстает как неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни. «Освобождение» от мира, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм достигается в состоянии, близком буддийской нирване.
В данной работе особое внимание будет уделено выявлению черт модернизма в...
Глава 1. Особенности творчества Б. Пильняка
Творчество Бориса Пильняка (настоящая фамилия – Вогау) занимает особое место в истории советской литературы. Начал он писать ещё до революции, находясь под влиянием экспрессионизма Л. Андреева, символизма и формализма А. Белого, натурализма А. Ремизова. Первый сборник рассказов «С последним пароходом» изображал застойность уездной жизни. Б. Пильняк одним из первых модернистов откликнулся на революцию.
Творчество писателя принято делить на три этапа [7, c. 9]:
1. период революции и гражданской войны (сборник рассказов «Былье», 1920; «Метель», 1921; «Голый год», 1922);
2. период нэпа, вплоть до года Великого перелома – 1929 («Мать-мачеха», 1922; «Машины и волки», 1924; Мать сыра-земля», 1927; «Иван Москва», 1927);
3. период социалистических преобразований («О’кэй», 1923; «Камни и корни», 1934; «Созревание плодов», 1936 и др.).
Именно рассказы 1917 – 1919-ых годов отражают мировоззрение интеллигента, напуганного грозными событиями революции, но, вместе с тем, присутствует восторг перед неведомым и грозным. Этот восторг сведетельствует, что симпатии автора не на стороне разрушающегося старого мира, который писатель ненавидел и гибель которого восторженно приветствовал, а на стороне нового. Новый мир был ему непонятен, но интерес к нему являлся преобладающим.
Также повести 20-х годов, выходившие из-под пера писателя, отражали конкретный физиологизм, явным было подчёркивание зоологического в поведении человека (прямая параллель между «человеком» и «волком»). Часто не наблюдалось цельной картины. Автор как бы нарочито разрушал сюжет, фабулу.
Творчество Бориса Пильняка (настоящая фамилия – Вогау) занимает особое место в истории советской литературы. Начал он писать ещё до революции, находясь под влиянием экспрессионизма Л. Андреева, символизма и формализма А. Белого, натурализма А. Ремизова. Первый сборник рассказов «С последним пароходом» изображал застойность уездной жизни. Б. Пильняк одним из первых модернистов откликнулся на революцию.
Творчество писателя принято делить на три этапа [7, c. 9]:
1. период революции и гражданской войны (сборник рассказов «Былье», 1920; «Метель», 1921; «Голый год», 1922);
2. период нэпа, вплоть до года Великого перелома – 1929 («Мать-мачеха», 1922; «Машины и волки», 1924; Мать сыра-земля», 1927; «Иван Москва», 1927);
3. период социалистических преобразований («О’кэй», 1923; «Камни и корни», 1934; «Созревание плодов», 1936 и др.).
Именно рассказы 1917 – 1919-ых годов отражают мировоззрение интеллигента, напуганного грозными событиями революции, но, вместе с тем, присутствует восторг перед неведомым и грозным. Этот восторг сведетельствует, что симпатии автора не на стороне разрушающегося старого мира, который писатель ненавидел и гибель которого восторженно приветствовал, а на стороне нового. Новый мир был ему непонятен, но интерес к нему являлся преобладающим.
Также повести 20-х годов, выходившие из-под пера писателя, отражали конкретный физиологизм, явным было подчёркивание зоологического в поведении человека (прямая параллель между «человеком» и «волком»). Часто не наблюдалось цельной картины. Автор как бы нарочито разрушал сюжет, фабулу.
Заключение
Главная сфера интереса модернистов — изображение взаимоотношений сознательного и бессознательного в человеке, механизмов его восприятий, прихотливой работы памяти. Они научились описывать такие душевные состояния человека, которые литература раньше не замечала, и делали это с такой убедительностью, что это казалось буржуазным критикам оскорблением нравственности и профанацией искусства слова. Не только содержание — большая роль интимной и сексуальной проблематики, относительность моральных оценок, подчеркнутая аполитичность, — но в первую очередь непривычные формы модернистского повествования вызывали особенно резкое неприятие. Сегодня, когда большинство шедевров модернистской литературы вошли в школьные и университетские программы, нам трудно ощутить бунтарский, антибуржуазный характер раннего модернизма, резкость брошенных им обвинений и вызовов.
Во многих произведениях Б. Пильняка легко прослеживаются черты модернизма. Фрейдизм причудливо сочетается с экстремистскими настроениями, упаднической философией Шпенглера, связанной с мыслью о том, что человек бессилен перед окружающим миром. Часто подчеркивается зоологическое в человеке, которое движет им в рзличных ситуациях. Просматривается фиксация лишь внешних признаков человека. Следовательно, наблюдается разрозненное, хаотичное описние действительности, фрагментарность композиции.
Творчество Б. Пильняка показывает, каким многообразным и сложным образом, в борьбе противоречий, происходил процесс формирования литературы в 20-х и первой половине 30-х годов. Б. Пильняк был одним из первых модернистов, которые отразили события революции.
Главная сфера интереса модернистов — изображение взаимоотношений сознательного и бессознательного в человеке, механизмов его восприятий, прихотливой работы памяти. Они научились описывать такие душевные состояния человека, которые литература раньше не замечала, и делали это с такой убедительностью, что это казалось буржуазным критикам оскорблением нравственности и профанацией искусства слова. Не только содержание — большая роль интимной и сексуальной проблематики, относительность моральных оценок, подчеркнутая аполитичность, — но в первую очередь непривычные формы модернистского повествования вызывали особенно резкое неприятие. Сегодня, когда большинство шедевров модернистской литературы вошли в школьные и университетские программы, нам трудно ощутить бунтарский, антибуржуазный характер раннего модернизма, резкость брошенных им обвинений и вызовов.
Во многих произведениях Б. Пильняка легко прослеживаются черты модернизма. Фрейдизм причудливо сочетается с экстремистскими настроениями, упаднической философией Шпенглера, связанной с мыслью о том, что человек бессилен перед окружающим миром. Часто подчеркивается зоологическое в человеке, которое движет им в рзличных ситуациях. Просматривается фиксация лишь внешних признаков человека. Следовательно, наблюдается разрозненное, хаотичное описние действительности, фрагментарность композиции.
Творчество Б. Пильняка показывает, каким многообразным и сложным образом, в борьбе противоречий, происходил процесс формирования литературы в 20-х и первой половине 30-х годов. Б. Пильняк был одним из первых модернистов, которые отразили события революции.
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.