Жанрово-стилистические особенности прозы Дж. Роулинг
курсовые работы, Литература Объем работы: 52 стр. Год сдачи: 2012 Стоимость: 20 бел рублей (645 рф рублей, 10 долларов) Просмотров: 778 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Содержание
Заключение
Заказать работу
Содержание
Введение………………………………………………………………………….2
Глава I Фэнтези как один из самых популярных жанров в современной литературе………………………………………………………………………..6
1.1. Жанр фэнтези в современной литературе…………………………………6
1.1.1. Понятие жанр в современном литературоведении……………………..6
1.1.2. Особенности жанра фэнтези…………………………………………….13
1.2. Фэнтези и фантастика: сходства и различия……………………………..16
1.3. Связь жанра фэнтези с мифом и сказкой…………………………………21
Выводы по главе I………………………………………………………………25
Глава II Исследование жанрово-стилистических особенностей прозы Дж. Роулинг………………………………………………………………………….27
2.1. Исследование мифологической и сказочной составляющей в прозе Дж. Роулинг………………………………………………………………………….27
2.2. Происхождение имен и названий………………………………………….33
2.3. Жанрово-стилистические особенности прозы Дж. Роулинг…………….38
Выводы по главе II……………………………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………..46
Список литературы…………………………………………………………….48
Введение………………………………………………………………………….2
Глава I Фэнтези как один из самых популярных жанров в современной литературе………………………………………………………………………..6
1.1. Жанр фэнтези в современной литературе…………………………………6
1.1.1. Понятие жанр в современном литературоведении……………………..6
1.1.2. Особенности жанра фэнтези…………………………………………….13
1.2. Фэнтези и фантастика: сходства и различия……………………………..16
1.3. Связь жанра фэнтези с мифом и сказкой…………………………………21
Выводы по главе I………………………………………………………………25
Глава II Исследование жанрово-стилистических особенностей прозы Дж. Роулинг………………………………………………………………………….27
2.1. Исследование мифологической и сказочной составляющей в прозе Дж. Роулинг………………………………………………………………………….27
2.2. Происхождение имен и названий………………………………………….33
2.3. Жанрово-стилистические особенности прозы Дж. Роулинг…………….38
Выводы по главе II……………………………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………..46
Список литературы…………………………………………………………….48
Введение
Несмотря на то, что согласно последним социологическим исследованиям молодежь мало внимания уделяет чтению современной литературы, и из всех источников информации отдает предпочтение телевидение и интернет, едва ли найдется ребенок, никогда не читавший книг о Гарри Поттере.
Согласно последним опросам каждая пятая книга, прочитанная подростком – книга в жанре фэнтези. Во многом это объясняется ее сказочность, мифологичностью. Именно фэнтези в отличие от всех других жанров дает молодому поколению и не только им то, чего им так не хватает: волшебства, непредсказуемости, уверенности, что все может вдруг измениться в лучшую сторону. Возможно, это неосознанное ожидание чуда, которое свойственно современным молодым людям, и делает жанр фэнтези таким популярным. Хотя не только это. Фэнтези дает возможность побывать в нереальных мирах, которые так не похожи на тот, в котором мы сейчас живем, и прожить, так сказать прочувствовать, иную жизнь, вне строгих рамок и рациональных объяснений. В условиях современной жизни молодое поколение рано взрослеет и не располагает достаточным количеством времени, чтобы насладиться всеми атрибутами детства и отрочества. Именно поэтому сказочные миры фэнтези, в которых центральное место занимают переживания, казалось бы, реальных людей так волнуют молодое поколение.
Произведения жанра фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действия которого происходят в вымышленном мире, который лишь отдаленно напоминает реально существующий. Обычно он близок к Средневековью, однако и в этом случае возможны варианты. Герои произведений фэнтезийного жанра сталкиваются со сверхъестественными существами и явлениями. Часто сюжеты произведения этого жанра являются архитипичными.
Несмотря на близость фэнтези и научной фантастики, они имеют существенные отличия, которые будут рассмотрены ниже.
Несмотря на то, что согласно последним социологическим исследованиям молодежь мало внимания уделяет чтению современной литературы, и из всех источников информации отдает предпочтение телевидение и интернет, едва ли найдется ребенок, никогда не читавший книг о Гарри Поттере.
Согласно последним опросам каждая пятая книга, прочитанная подростком – книга в жанре фэнтези. Во многом это объясняется ее сказочность, мифологичностью. Именно фэнтези в отличие от всех других жанров дает молодому поколению и не только им то, чего им так не хватает: волшебства, непредсказуемости, уверенности, что все может вдруг измениться в лучшую сторону. Возможно, это неосознанное ожидание чуда, которое свойственно современным молодым людям, и делает жанр фэнтези таким популярным. Хотя не только это. Фэнтези дает возможность побывать в нереальных мирах, которые так не похожи на тот, в котором мы сейчас живем, и прожить, так сказать прочувствовать, иную жизнь, вне строгих рамок и рациональных объяснений. В условиях современной жизни молодое поколение рано взрослеет и не располагает достаточным количеством времени, чтобы насладиться всеми атрибутами детства и отрочества. Именно поэтому сказочные миры фэнтези, в которых центральное место занимают переживания, казалось бы, реальных людей так волнуют молодое поколение.
Произведения жанра фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действия которого происходят в вымышленном мире, который лишь отдаленно напоминает реально существующий. Обычно он близок к Средневековью, однако и в этом случае возможны варианты. Герои произведений фэнтезийного жанра сталкиваются со сверхъестественными существами и явлениями. Часто сюжеты произведения этого жанра являются архитипичными.
Несмотря на близость фэнтези и научной фантастики, они имеют существенные отличия, которые будут рассмотрены ниже.
1.1. Жанр фэнтези в современной литературе
1.1.1. Понятие жанр в современном литературоведении
Сейчас довольно много говорят о таком популярном литературном жанре как фэнтези. Однако прежде, чем раскрыть особенности жанра фэнтези, рассмотрим более подробно само понятие «жанр». Понятие жанра существует со времен Платона и Аристотеля, однако в современном литературоведении до сих пор нет достаточно убедительного представления о сущности жанра как одного из основных законов художественного творчества и о выполняемой им функции. В своей статье «Проблема жанра в модернизме и авангарде» Н.Л. Лейдермана выражает согласие с мнением Ю. Н. Тынянова, который писал: «Вопрос наиболее трудный, наименее исследованный - о литературных жанрах» и Г. Н. Поспеловым, который констатировал: «Проблема литературных жанров очень слабо разработана в современном литературоведении». [24]
Несмотря на то, что исследованием феномена жанра занимались многие ученые (Чернец Л.В., Кашина Н.В., Аверинцев С.С. и др.) и были созданы различные направления для изучения жанра, но до сих пор сущность его не раскрыта. По мнению А. Компаньона, жанр – весьма развитая отрасль литературоведения и, кстати, одна из наиболее заслуживающих доверия. [22; с. 184 ] Жанр входит в число основных понятий изучаемых в теории литературы.
В одном из учебников по теории литературы В.Е. Хализева определение жанра исчерпывается одной фразой: «Литературные жанры – это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы. Каждый из них обладает комплексом устойчивых свойств.» [44; с. 300] Сходное определение можно найти в «Современном словаре-справочнике по литературе», где жанр – разновидность художественной литературы, определяемая комплексом (иногда минимальным) тех или иных признаков (элементов или качеств) содержания и формы. [35; с. 184]
1.1.1. Понятие жанр в современном литературоведении
Сейчас довольно много говорят о таком популярном литературном жанре как фэнтези. Однако прежде, чем раскрыть особенности жанра фэнтези, рассмотрим более подробно само понятие «жанр». Понятие жанра существует со времен Платона и Аристотеля, однако в современном литературоведении до сих пор нет достаточно убедительного представления о сущности жанра как одного из основных законов художественного творчества и о выполняемой им функции. В своей статье «Проблема жанра в модернизме и авангарде» Н.Л. Лейдермана выражает согласие с мнением Ю. Н. Тынянова, который писал: «Вопрос наиболее трудный, наименее исследованный - о литературных жанрах» и Г. Н. Поспеловым, который констатировал: «Проблема литературных жанров очень слабо разработана в современном литературоведении». [24]
Несмотря на то, что исследованием феномена жанра занимались многие ученые (Чернец Л.В., Кашина Н.В., Аверинцев С.С. и др.) и были созданы различные направления для изучения жанра, но до сих пор сущность его не раскрыта. По мнению А. Компаньона, жанр – весьма развитая отрасль литературоведения и, кстати, одна из наиболее заслуживающих доверия. [22; с. 184 ] Жанр входит в число основных понятий изучаемых в теории литературы.
В одном из учебников по теории литературы В.Е. Хализева определение жанра исчерпывается одной фразой: «Литературные жанры – это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы. Каждый из них обладает комплексом устойчивых свойств.» [44; с. 300] Сходное определение можно найти в «Современном словаре-справочнике по литературе», где жанр – разновидность художественной литературы, определяемая комплексом (иногда минимальным) тех или иных признаков (элементов или качеств) содержания и формы. [35; с. 184]
Заключение
В данной работе мы рассмотрели жанрово-стилистические особенности прозы Дж.К. Роулинг. Хочется отметить, что поставленная нами цель проанализировать жанрово-стилистические особенности прозы Дж.Роулинг на примере книг о Гарри Поттере была достигнута. Попутно были решены задачи, которые ставились перед началом исследования. На основании данной работы мы пришли к следующим выводам.
1. Исследование понятия жанр в современном литературоведении еще не окончено, так как до сих пор нет единого определения этого понятия. Разные исследователи определяют жанр или как вид произведения, или как род произведения. Отсутствие единого определения вызывает большую путаницу в жанровой классификации произведений.
2. Что касается фэнтези как специфического литературного жанра, то здесь также нет единого мнения относительно его трактовки. Единственным неоспоримым положением остается то, что жанр фэнтези обладает рядом специфических особенностей, которые отличают его от научной фантастики, мифа и сказки. К ним можно отнести, в качестве примера, следующие: 1) нереальный мир, существование которого невозможно; 2) присутствие мифологических и фольклорных персонажей; 3) авантюрность – отличительная особенность сюжета; 4) средневековый антураж; 5) первое место занимает становление личности героя, а не магическая обстановка, в которой разворачиваются события; 6) противопоставление магии и технических достижений, при этом побеждает магия; 7) основные противоборствующие стороны – Добро и Зло, которые уравновешены по силе; 8) присутствие потустороннего мира; 9) безграничный полет фантазии для автора.
В данной работе мы рассмотрели жанрово-стилистические особенности прозы Дж.К. Роулинг. Хочется отметить, что поставленная нами цель проанализировать жанрово-стилистические особенности прозы Дж.Роулинг на примере книг о Гарри Поттере была достигнута. Попутно были решены задачи, которые ставились перед началом исследования. На основании данной работы мы пришли к следующим выводам.
1. Исследование понятия жанр в современном литературоведении еще не окончено, так как до сих пор нет единого определения этого понятия. Разные исследователи определяют жанр или как вид произведения, или как род произведения. Отсутствие единого определения вызывает большую путаницу в жанровой классификации произведений.
2. Что касается фэнтези как специфического литературного жанра, то здесь также нет единого мнения относительно его трактовки. Единственным неоспоримым положением остается то, что жанр фэнтези обладает рядом специфических особенностей, которые отличают его от научной фантастики, мифа и сказки. К ним можно отнести, в качестве примера, следующие: 1) нереальный мир, существование которого невозможно; 2) присутствие мифологических и фольклорных персонажей; 3) авантюрность – отличительная особенность сюжета; 4) средневековый антураж; 5) первое место занимает становление личности героя, а не магическая обстановка, в которой разворачиваются события; 6) противопоставление магии и технических достижений, при этом побеждает магия; 7) основные противоборствующие стороны – Добро и Зло, которые уравновешены по силе; 8) присутствие потустороннего мира; 9) безграничный полет фантазии для автора.
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.