Молодежные культуры Беларуси
курсовые работы, Культурология Объем работы: 33 стр. Год сдачи: 2012 Стоимость: 18 бел рублей (581 рф рублей, 9 долларов) Просмотров: 879 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Содержание
Заключение
Заказать работу
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1.Молодежная культура: понятие и сущность 5
1.2.Типы молодежных субкультур 10
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ БЕЛОРУССКОЙ МОЛОДЕЖИ 15
2.1.Молодежная культура в Беларуси 15
2.2.Молодежные субкультуры в Беларуси 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1.Молодежная культура: понятие и сущность 5
1.2.Типы молодежных субкультур 10
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ БЕЛОРУССКОЙ МОЛОДЕЖИ 15
2.1.Молодежная культура в Беларуси 15
2.2.Молодежные субкультуры в Беларуси 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ВВЕДЕНИЕ
Молодежь как особая группа, отличная от детей и взрослых, привлекала к себе внимание исследователей и политиков на протяжении всего ХХ века. Сегодня мы вправе говорить о начале новой «молодежной эры». Потребность молодёжи заявить о себе, привлечь к себе внимание общества и обозначить свои жизненные позиции, проще всего реализуется в среде молодежных субкультур. Количество субкультур в условиях политической и экономической нестабильности растёт. Современный мировой финансовый кризис обостряет социально-экономические проблемы в обществе, становится причиной возникновения сложностей с поиском и сохранением работы, у людей появляется страх перед завтрашним днём. Разочарование в общепринятых идеалах, поиск новых ценностных ориентиров, особенно болезненно сказывается в молодёжной среде, эгоистично захваченной своими личными переживаниями.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что самые важные изменения в молодежной среде, включая и молодежные «протесты», связаны, зачастую не с политической, а с культурной сферой, с борьбой за перераспределение прав на культурное доминирование. Развитие рыночных отношений, развертывание урбанизации требуют формирования у молодежи определенного культурного уровня, соответствующего задачам сегодняшнего развития общества, что выдвинуло молодежные проблемы в число ключевых проблем. Обострение молодежных проблем и ухудшение социально-демографической ситуации в стране в целом привели к признанию политики в отношении молодежи одним из важнейших направлений деятельности государства.
Вопросы молодежной культуры нашли отражения в трудах известных социологов и культурологов, собравших и обобщивших обширный материал по теоретическому анализу общекультурных проблем (П. Бергер, Б.С. Ерасов, Л.Г. Ионин, Дж.П. Мердок, А.А. Пелипенко, Н.Дж. Смелзер, Э.В. Соколов, J1.A. Уайт, П.А. Сорокин и др.). Важно было рассмотреть молодежь как определенную социокультурную группу. В работах теоретико-методологического характера (С.Н....
Молодежь как особая группа, отличная от детей и взрослых, привлекала к себе внимание исследователей и политиков на протяжении всего ХХ века. Сегодня мы вправе говорить о начале новой «молодежной эры». Потребность молодёжи заявить о себе, привлечь к себе внимание общества и обозначить свои жизненные позиции, проще всего реализуется в среде молодежных субкультур. Количество субкультур в условиях политической и экономической нестабильности растёт. Современный мировой финансовый кризис обостряет социально-экономические проблемы в обществе, становится причиной возникновения сложностей с поиском и сохранением работы, у людей появляется страх перед завтрашним днём. Разочарование в общепринятых идеалах, поиск новых ценностных ориентиров, особенно болезненно сказывается в молодёжной среде, эгоистично захваченной своими личными переживаниями.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что самые важные изменения в молодежной среде, включая и молодежные «протесты», связаны, зачастую не с политической, а с культурной сферой, с борьбой за перераспределение прав на культурное доминирование. Развитие рыночных отношений, развертывание урбанизации требуют формирования у молодежи определенного культурного уровня, соответствующего задачам сегодняшнего развития общества, что выдвинуло молодежные проблемы в число ключевых проблем. Обострение молодежных проблем и ухудшение социально-демографической ситуации в стране в целом привели к признанию политики в отношении молодежи одним из важнейших направлений деятельности государства.
Вопросы молодежной культуры нашли отражения в трудах известных социологов и культурологов, собравших и обобщивших обширный материал по теоретическому анализу общекультурных проблем (П. Бергер, Б.С. Ерасов, Л.Г. Ионин, Дж.П. Мердок, А.А. Пелипенко, Н.Дж. Смелзер, Э.В. Соколов, J1.A. Уайт, П.А. Сорокин и др.). Важно было рассмотреть молодежь как определенную социокультурную группу. В работах теоретико-методологического характера (С.Н....
1.1.Молодежная культура: понятие и сущность
Понятие «молодежная культура» создано для описания особого типа социального пространства, которое населяют люди, находящиеся в относительно бесправном и зависимом положении. В самом деле, у поколения, входящего в общество, отсутствует реальный доступ к значимым ресурсам. Зависимость молодежи проявляется и в том, что она во все времена рассматривалась «социально зрелыми» взрослыми не как самоценная группа, а лишь как естественный ресурс будущего общества, который надо социализировать, воспитывать и использовать.
В описании «молодежи» наиболее ранним был биополитический конструкт, он и остается наиболее живучим. Перечислим базовые принципы этого подхода, предполагающие взгляд на молодежь как на социальную проблему и дающие основание для вмешательства в жизнь молодежи со стороны государственных чиновников и профессионалов («специалистов по молодежи») как на Западе, так и в современной России.
1. Молодежь признается однородной возрастной группой с едиными психологическими характеристиками и социальными потребностями.
2. Молодость считается особой ступенью в развитии личности. Модели поведения и ценности, усваиваемые молодыми людьми в этот период, становятся идеологическими ориентирами, не меняющимися в дальнейшем.
3. Переход (транзиция) от детской зависимости к взрослой автономии включает в себя так называемую фазу «бунтарства», которая является частью культурной традиции, передающейся от одного поколения к другому.
4. В последнее время этот переход осложнен новыми условиями социальной трансформации и модернизации, поэтому молодежь нуждается в контроле и поддержке со стороны профессионалов.
Понятие «молодежная культура» создано для описания особого типа социального пространства, которое населяют люди, находящиеся в относительно бесправном и зависимом положении. В самом деле, у поколения, входящего в общество, отсутствует реальный доступ к значимым ресурсам. Зависимость молодежи проявляется и в том, что она во все времена рассматривалась «социально зрелыми» взрослыми не как самоценная группа, а лишь как естественный ресурс будущего общества, который надо социализировать, воспитывать и использовать.
В описании «молодежи» наиболее ранним был биополитический конструкт, он и остается наиболее живучим. Перечислим базовые принципы этого подхода, предполагающие взгляд на молодежь как на социальную проблему и дающие основание для вмешательства в жизнь молодежи со стороны государственных чиновников и профессионалов («специалистов по молодежи») как на Западе, так и в современной России.
1. Молодежь признается однородной возрастной группой с едиными психологическими характеристиками и социальными потребностями.
2. Молодость считается особой ступенью в развитии личности. Модели поведения и ценности, усваиваемые молодыми людьми в этот период, становятся идеологическими ориентирами, не меняющимися в дальнейшем.
3. Переход (транзиция) от детской зависимости к взрослой автономии включает в себя так называемую фазу «бунтарства», которая является частью культурной традиции, передающейся от одного поколения к другому.
4. В последнее время этот переход осложнен новыми условиями социальной трансформации и модернизации, поэтому молодежь нуждается в контроле и поддержке со стороны профессионалов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования, были сделаны следующие выводы.
В современной культуре присутствует ярко выраженный поток инноваций, которые постоянно «взламывают» и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Поиски человеком самого себя, своей индивидуальности и социального статуса осложняются изобилием выбора, сочетающегося с динамизмом и новизной. Эта проблематичность выбора, во многом и обусловливает тот конфликт поколений, который так ярко проблематизируется в поле молодежной субкультуры.
С другой стороны, возникновение молодежной культуры можно объяснить также резким возрастанием длительности периода социализации молодежи - часто почти до 30 лет. Многие исследователи полагают, что современная молодежь характеризуется неполной психологической зрелостью при отсутствии социально-значимого участия в институтах взрослых (производство и ответственность), которым она предпочитает институты досуга и развлечений.
Структура же молодежной субкультуры состоит из таких элементов, как определенные ценности и ценностные ориентации, специфические нормы и образцы поведения участников субкультурной группы, собственная статусная структура, свои источники информации и каналы коммуникации, определенный набор способов времяпрепровождения, вкусов и предпочтений, а также молодежной моды, жаргона и фольклора.
Процесс формирования молодежной субкультуры имеет свою логику, сходную с логикой других социальных процессов и структур.
В результате проведенного исследования, были сделаны следующие выводы.
В современной культуре присутствует ярко выраженный поток инноваций, которые постоянно «взламывают» и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Поиски человеком самого себя, своей индивидуальности и социального статуса осложняются изобилием выбора, сочетающегося с динамизмом и новизной. Эта проблематичность выбора, во многом и обусловливает тот конфликт поколений, который так ярко проблематизируется в поле молодежной субкультуры.
С другой стороны, возникновение молодежной культуры можно объяснить также резким возрастанием длительности периода социализации молодежи - часто почти до 30 лет. Многие исследователи полагают, что современная молодежь характеризуется неполной психологической зрелостью при отсутствии социально-значимого участия в институтах взрослых (производство и ответственность), которым она предпочитает институты досуга и развлечений.
Структура же молодежной субкультуры состоит из таких элементов, как определенные ценности и ценностные ориентации, специфические нормы и образцы поведения участников субкультурной группы, собственная статусная структура, свои источники информации и каналы коммуникации, определенный набор способов времяпрепровождения, вкусов и предпочтений, а также молодежной моды, жаргона и фольклора.
Процесс формирования молодежной субкультуры имеет свою логику, сходную с логикой других социальных процессов и структур.
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.