Особенности мироощущения Северного Возрождения
курсовые работы, Культурология Объем работы: 33 стр. Год сдачи: 2012 Стоимость: 17 бел рублей (548 рф рублей, 8.5 долларов) Просмотров: 616 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Содержание
Заключение
Заказать работу
Содержание
Введение…………………………………….………………………………3
1. Общая характеристика эпохи Возрождения
1.1. Смысл и содержание термина «Возрождение»………5
1.2. Отношение к античной и средневековой культуре………………...13
2. Сравнительная характеристика Итальянского и Северного Возрождения……………………………………………..…16
Заключение………………………………………………………………..30
Список использованных источников…………………...………………32
Введение…………………………………….………………………………3
1. Общая характеристика эпохи Возрождения
1.1. Смысл и содержание термина «Возрождение»………5
1.2. Отношение к античной и средневековой культуре………………...13
2. Сравнительная характеристика Итальянского и Северного Возрождения……………………………………………..…16
Заключение………………………………………………………………..30
Список использованных источников…………………...………………32
Введение
Со времени возникновения науки о культуре проблема Возрождения считается одной из самых сложных. XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы.
Хронологические границы развития Ренессанса в разных странах не совпадают. В силу исторических обстоятельств Северное Возрождение (конец XV века – начало XVII) отстает от Итальянского (конец XII века – вторая половина XVI века). Они имеют как сходства, так и существенные отличия.
Вопросами, касающимися культуры Северного Возрождения, занимались Алпатов М., Климов Р., которые считали, что на живопись северного возрождения особенно сильно повлияла готическая культура и, кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация. С этим мнением согласны Гармаш К., Егорова К. Отто Бенеш соглашался с мнением этих авторов, но считал, что не только готика повлияла на страны Северного возрождения, а еще меньшее, чем в Италии, внимание к изучению анатомии и античного наследия. Эту точку зрения разделяют как Фомин Г., Мартин Г., Левицкий А. Современные авторы – Степанов А. (2009), Мосин И.(2006), Девитини А. (2002) и Даниэль С. (2001) – считают результатом появления Северного Возрождения влияние мистического мироощущения и готического стиля.
Со времени возникновения науки о культуре проблема Возрождения считается одной из самых сложных. XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы.
Хронологические границы развития Ренессанса в разных странах не совпадают. В силу исторических обстоятельств Северное Возрождение (конец XV века – начало XVII) отстает от Итальянского (конец XII века – вторая половина XVI века). Они имеют как сходства, так и существенные отличия.
Вопросами, касающимися культуры Северного Возрождения, занимались Алпатов М., Климов Р., которые считали, что на живопись северного возрождения особенно сильно повлияла готическая культура и, кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация. С этим мнением согласны Гармаш К., Егорова К. Отто Бенеш соглашался с мнением этих авторов, но считал, что не только готика повлияла на страны Северного возрождения, а еще меньшее, чем в Италии, внимание к изучению анатомии и античного наследия. Эту точку зрения разделяют как Фомин Г., Мартин Г., Левицкий А. Современные авторы – Степанов А. (2009), Мосин И.(2006), Девитини А. (2002) и Даниэль С. (2001) – считают результатом появления Северного Возрождения влияние мистического мироощущения и готического стиля.
1.1. Смысл и содержание термина «Возрождение»
Вся новая история ведет свое летоисчисление с великой эпохи, называемой немцами Реформацией, французами – Ренессансом, итальянцами – Чинквеченто, а в нашей литературе ее принято называть Возрождением. Это «период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековой культуры к культуре нового времени» [6, с. 10].
Известно, что термин появился в XVI веке. В 1550 году живописец и первый историограф итальянского искусства Дж. Вазари писал о возрождении искусства Италии («Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей, зодчих»). Вазари сконструировал культурно-исторический миф о Возрождении античности, суть которого заключалась в следующем: истинное искусство процветало в древности, затем было уничтожено варварами, захватившими Рим, семь веков пролежало в могиле, «по велению Неба» явилось из-под земли в виде археологических артефактов и было «возрождено» художниками того времени «путем подражания» [15, с. 34].
Можно сказать, в изложении Вазари история Возрождения приравнивается к истории настоящего чуда: воскрешения из мертвых «убитой и похороненной» древней культуры. В этой концепции можно обнаружить характерное для людей того времени стремление к невероятному, исключительному и невозможному. Однако эти качества присущи не только людям Ренессанса, но и объективным характеристикам эпохи, которые входят в ее сущность и отличают от других исторических эпох. К ним можно отнести следующие особенности:
1) сходство социально-политических характеристик классической Греции V-IV вв. и ренессансной Италии XIV-XVI вв.;
Вся новая история ведет свое летоисчисление с великой эпохи, называемой немцами Реформацией, французами – Ренессансом, итальянцами – Чинквеченто, а в нашей литературе ее принято называть Возрождением. Это «период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековой культуры к культуре нового времени» [6, с. 10].
Известно, что термин появился в XVI веке. В 1550 году живописец и первый историограф итальянского искусства Дж. Вазари писал о возрождении искусства Италии («Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей, зодчих»). Вазари сконструировал культурно-исторический миф о Возрождении античности, суть которого заключалась в следующем: истинное искусство процветало в древности, затем было уничтожено варварами, захватившими Рим, семь веков пролежало в могиле, «по велению Неба» явилось из-под земли в виде археологических артефактов и было «возрождено» художниками того времени «путем подражания» [15, с. 34].
Можно сказать, в изложении Вазари история Возрождения приравнивается к истории настоящего чуда: воскрешения из мертвых «убитой и похороненной» древней культуры. В этой концепции можно обнаружить характерное для людей того времени стремление к невероятному, исключительному и невозможному. Однако эти качества присущи не только людям Ренессанса, но и объективным характеристикам эпохи, которые входят в ее сущность и отличают от других исторических эпох. К ним можно отнести следующие особенности:
1) сходство социально-политических характеристик классической Греции V-IV вв. и ренессансной Италии XIV-XVI вв.;
Заключение
Северный Ренессанс запаздывает по отношению к Итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда Италия вступает в высшую стадию своего развития. В искусстве северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью.
Средневековые традиции неохотно уступали место новому, поэтому в искусстве Северного Возрождения, ограниченного рамками первой трети XV-XVI в., мистическое мироощущение и готический стиль соединились с классицистическими тенденциями нового времени.
В произведениях художников Северного Возрождения более остро, чем в живописи итальянцев, проявился интерес к человеческой личности и к ее окружению. Очень ярко в них выразилась и идея Божественной гармонии; религиозность заметна даже в самых мелких деталях полотен французских, немецких и голландских мастеров: кажется, что они обожествляют каждый листочек на дереве и каждую травинку на земле.
Одна из характерных черт живописи Северного Возрождения – натурализм. Подчеркивая индивидуальные черты, художники придают библейским персонажам сходство с натурщиками. Это свойственно произведениям Х. Бальдунга Грина, Я. ван Эйка и А. Дюрера, стремившегося соединить готические натурализм и экспрессивность с идеализацией классицизма. В произведениях многих художников натурализм порой приобретал грубые и даже отталкивающие формы.
Еще одна особенность искусства этого периода – экспрессивность. Человеческие фигуры на картинах очень динамичны, нередко их пропорции деформированны. Экспрессия и напряженность свойственны и окружающему героев пейзажу, драпировкам, одеждам.
Северный Ренессанс запаздывает по отношению к Итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда Италия вступает в высшую стадию своего развития. В искусстве северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью.
Средневековые традиции неохотно уступали место новому, поэтому в искусстве Северного Возрождения, ограниченного рамками первой трети XV-XVI в., мистическое мироощущение и готический стиль соединились с классицистическими тенденциями нового времени.
В произведениях художников Северного Возрождения более остро, чем в живописи итальянцев, проявился интерес к человеческой личности и к ее окружению. Очень ярко в них выразилась и идея Божественной гармонии; религиозность заметна даже в самых мелких деталях полотен французских, немецких и голландских мастеров: кажется, что они обожествляют каждый листочек на дереве и каждую травинку на земле.
Одна из характерных черт живописи Северного Возрождения – натурализм. Подчеркивая индивидуальные черты, художники придают библейским персонажам сходство с натурщиками. Это свойственно произведениям Х. Бальдунга Грина, Я. ван Эйка и А. Дюрера, стремившегося соединить готические натурализм и экспрессивность с идеализацией классицизма. В произведениях многих художников натурализм порой приобретал грубые и даже отталкивающие формы.
Еще одна особенность искусства этого периода – экспрессивность. Человеческие фигуры на картинах очень динамичны, нередко их пропорции деформированны. Экспрессия и напряженность свойственны и окружающему героев пейзажу, драпировкам, одеждам.
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.