Влияние гендерной идентичности на социально-психологическую адаптацию женщин к семейной жизни
курсовые работы, Психология Объем работы: 44 стр. Год сдачи: 2012 Стоимость: 19 бел рублей (613 рф рублей, 9.5 долларов) Просмотров: 388 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Содержание
Заключение
Заказать работу
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (ГИ) ЖЕНЩИН 5
1.1 Гендерная идентичность женщин и их социально-психологическая проблема 5
1.2 Взаимосвязь гендерной идентичности женщин и их социально-психологическая адаптация к семейной жизни 12
1.3 Основные направления по развитию гендерной идентичности женщин в современной теории и практике 13
Выводы по 2-ой главе 17
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 18
2.1 Организация и методы исследования 18
2.2 Анализ полученных результатов 20
Выводы по 2-ой главе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 41
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (ГИ) ЖЕНЩИН 5
1.1 Гендерная идентичность женщин и их социально-психологическая проблема 5
1.2 Взаимосвязь гендерной идентичности женщин и их социально-психологическая адаптация к семейной жизни 12
1.3 Основные направления по развитию гендерной идентичности женщин в современной теории и практике 13
Выводы по 2-ой главе 17
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 18
2.1 Организация и методы исследования 18
2.2 Анализ полученных результатов 20
Выводы по 2-ой главе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 41
ВВЕДЕНИЕ
До недавнего времени стереотипы, предрассудки и предубеждения исследовались в психологии, в основном, с точки зрения больших социальных групп: рас, этносов, наций и народностей. Как ни парадоксально, природное разделение человечества на «мужское» и «женское» при анализе процессов, протекающих в больших социальных группах, оставалось в тени.
Сегодня с возникновением и интенсивным развитием гендерной психологии исследовать какие-либо психические процессы и явления без учета гендерного аспекта уже недостаточно.
Исследование гендерных предубеждений на сегодняшний день является актуальным по следующим причинам.
Во-первых, практически для всех постсоветских стран характерным является существование в условиях традиционных поликультурных полей, где имеет место как сохранность традиционного этнического образа жизни, с ее бытовыми и обрядовыми формами, так и активная их трансформация, в результате пресловутой глобализации. Такое сосуществование в поле взаимопроникновения культур может сопровождаться определенными сложностями и «напряжениями», которые, рано или поздно потребуют своего разрешения.
Во-вторых, развитие гендерного подхода как одного из принципов современной психологии сегодня ни у кого уже не вызывает сомнений. Отход от «бесполых исследований» в области психологии приводит к возникновению и развитию совершенно нового взгляда на содержание, развитие и изучение психического.
В-третьих, предубеждения и предрассудки лежат в основе возникновения стереотипов. При этом предубеждения выступают в качестве аффективно-поведенческого компонента стереотипа и возникают в результате субъективных оценок и отношений на основе межгрупповых и межличностных взаимодействий и собственного жизненного опыта.
До недавнего времени стереотипы, предрассудки и предубеждения исследовались в психологии, в основном, с точки зрения больших социальных групп: рас, этносов, наций и народностей. Как ни парадоксально, природное разделение человечества на «мужское» и «женское» при анализе процессов, протекающих в больших социальных группах, оставалось в тени.
Сегодня с возникновением и интенсивным развитием гендерной психологии исследовать какие-либо психические процессы и явления без учета гендерного аспекта уже недостаточно.
Исследование гендерных предубеждений на сегодняшний день является актуальным по следующим причинам.
Во-первых, практически для всех постсоветских стран характерным является существование в условиях традиционных поликультурных полей, где имеет место как сохранность традиционного этнического образа жизни, с ее бытовыми и обрядовыми формами, так и активная их трансформация, в результате пресловутой глобализации. Такое сосуществование в поле взаимопроникновения культур может сопровождаться определенными сложностями и «напряжениями», которые, рано или поздно потребуют своего разрешения.
Во-вторых, развитие гендерного подхода как одного из принципов современной психологии сегодня ни у кого уже не вызывает сомнений. Отход от «бесполых исследований» в области психологии приводит к возникновению и развитию совершенно нового взгляда на содержание, развитие и изучение психического.
В-третьих, предубеждения и предрассудки лежат в основе возникновения стереотипов. При этом предубеждения выступают в качестве аффективно-поведенческого компонента стереотипа и возникают в результате субъективных оценок и отношений на основе межгрупповых и межличностных взаимодействий и собственного жизненного опыта.
1.1 Гендерная идентичность женщин и их социально-психологическая проблема
Описывая семейные взаимоотношения, царящие в культуре славян до появления «Домостроя», Иваницкий В.Г. пишет: «В семье функции между мужским и женским разделялись не столько по ролям, сколько территориально.
Женщине принадлежало внутреннее пространство, мужчине - внешнее. Это делало хозяйку дома сильной фигурой. Мужчины часто отсутствовали - служба, война, тортовые поездки, работа на барщине вдалеке от семьи. Большуха (жена отца или старшего сына) имела определенную власть над младшим мужским населением дома. Женский авторитет обеспечивался властью над священным очагом и едой, влиянием на детей, мастерством в изготовлении одежды и т. п.» [17, c. 29].
Как видим, до «Домостроя» жизнь славян строилась по принципу «природосообразности» и необходимости выполнения тех или иных действий, способствующих более эффективному функционированию семьи как системной единицы сообщества.
Однако при этом, как пишет Костомаров Н. в своем «Очерке домашней жизни…» степень откровенности, доверия в супружестве была низкой. Мужья и жены не достаточно ценили друга друга.
Мужчины ожидали от своих жен измен и лжи, а жены должны были быть готовы к побоям со стороны своих мужей, ибо «кто не бил жены, о том благочестивые люди говорили, что он дом свой не строит и о своей душе не радеет, и сам погублен будет и в сем веке, и в будущем, и дом свой погубит». Чаще всего отношения полов понимались как вражда двух родов, к каким принадлежали муж и жена.
Описывая семейные взаимоотношения, царящие в культуре славян до появления «Домостроя», Иваницкий В.Г. пишет: «В семье функции между мужским и женским разделялись не столько по ролям, сколько территориально.
Женщине принадлежало внутреннее пространство, мужчине - внешнее. Это делало хозяйку дома сильной фигурой. Мужчины часто отсутствовали - служба, война, тортовые поездки, работа на барщине вдалеке от семьи. Большуха (жена отца или старшего сына) имела определенную власть над младшим мужским населением дома. Женский авторитет обеспечивался властью над священным очагом и едой, влиянием на детей, мастерством в изготовлении одежды и т. п.» [17, c. 29].
Как видим, до «Домостроя» жизнь славян строилась по принципу «природосообразности» и необходимости выполнения тех или иных действий, способствующих более эффективному функционированию семьи как системной единицы сообщества.
Однако при этом, как пишет Костомаров Н. в своем «Очерке домашней жизни…» степень откровенности, доверия в супружестве была низкой. Мужья и жены не достаточно ценили друга друга.
Мужчины ожидали от своих жен измен и лжи, а жены должны были быть готовы к побоям со стороны своих мужей, ибо «кто не бил жены, о том благочестивые люди говорили, что он дом свой не строит и о своей душе не радеет, и сам погублен будет и в сем веке, и в будущем, и дом свой погубит». Чаще всего отношения полов понимались как вражда двух родов, к каким принадлежали муж и жена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, одним из условий успешной социально-психологической адаптации женщин в современных социо-культурных условиях является интегрированная гендерная идентичность как элемент Я-концепции.
Традиционно маскулинно-фемининные формы идентичности в современном российском обществе являются маргинальными. Наиболее характерной и распространенной в современном обществе формой гендерной идентичности является андрогинность. Она представляет сложный комплекс установок, стереотипов, ролевых представлений и имеет сложную внутренне противоречивую структуру.
Степень ее выраженности имеет индивидуальный характер. В своих крайних формах андрогинность соприкасается с традиционными представлениями о женском ролевом поведении в терминах «маскулинности – фемининности».
В современных условиях жизни при любой форме гендерной идентичности возможны как высокие так и низкие степени эффективности социально-психологическая адаптация. При этом психологические механизмы адаптации, содержание гендерной идентичности, так и представление женщины о возможном и необходимом для нее поведении при достижении ее жизненных целей и ценностей различаются при разных типах гендерной идентичности.
Система представлений и смыслов женщины о значимых социо-культурных ценностях имеет выраженную групповую специфику и не имеет связи ни с уровнем социально-психологической адаптации, ни с индивидуально-личностными особенностями женщин.
Представления женщин о способах достижения социальной успешности как в семье, так и в обществе имеют скрытую тенденцию к усилению маскулинных форм поведения.
Таким образом, одним из условий успешной социально-психологической адаптации женщин в современных социо-культурных условиях является интегрированная гендерная идентичность как элемент Я-концепции.
Традиционно маскулинно-фемининные формы идентичности в современном российском обществе являются маргинальными. Наиболее характерной и распространенной в современном обществе формой гендерной идентичности является андрогинность. Она представляет сложный комплекс установок, стереотипов, ролевых представлений и имеет сложную внутренне противоречивую структуру.
Степень ее выраженности имеет индивидуальный характер. В своих крайних формах андрогинность соприкасается с традиционными представлениями о женском ролевом поведении в терминах «маскулинности – фемининности».
В современных условиях жизни при любой форме гендерной идентичности возможны как высокие так и низкие степени эффективности социально-психологическая адаптация. При этом психологические механизмы адаптации, содержание гендерной идентичности, так и представление женщины о возможном и необходимом для нее поведении при достижении ее жизненных целей и ценностей различаются при разных типах гендерной идентичности.
Система представлений и смыслов женщины о значимых социо-культурных ценностях имеет выраженную групповую специфику и не имеет связи ни с уровнем социально-психологической адаптации, ни с индивидуально-личностными особенностями женщин.
Представления женщин о способах достижения социальной успешности как в семье, так и в обществе имеют скрытую тенденцию к усилению маскулинных форм поведения.
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.