*
*

X

Заказать работу

оценка заказа бесплатно

История резьбы по дереву в Полоцком регионе

курсовые работы, Искусство

Объем работы: 31 стр.

Год сдачи: 2012

Стоимость: 17 бел рублей (548 рф рублей, 8.5 долларов)

Просмотров: 1032

 

Не подходит работа?
Узнай цену на написание.

Оглавление
Введение
Содержание
Заключение
Заказать работу
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ В БЕЛАРУСИ…………………………………………………………………………6
1.1 История развития резьбы по дереву в Беларуси……………………………..6
1.2 Традиционные жанры резьбы по дереву в Беларуси………………………...9
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ В ПОЛОЦКОМ РАЙОНЕ…………………………………………………………………………….14
2.1 Особенности бытовой резьбы Полоцкого района…………………………..14
2.2 Характеристика скульптурной пластики Полоцкого района……………..20
2.3 Основные черты архитектурного декора Полоцкого района…………...…25
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………...31
ВВЕДЕНИЕ

Резьба по дереву является одним из старейших белорусских ремесел, не утратившим свою актуальность вплоть до наших дней. Это объясняется тем фактом, что по своим художественным и технологическим особенностям дерево не сравниться ни с одним другим материалом. Неслучайно, что в Беларуси, расположенной в лесной полосе Европы, художественная обработка дерева имела первостепенное значение.
Издавна белорусский крестьянин, закончив полевые работы, принимался в бесконечные осенние и зимние вечера вырезать из дерева. Прежде всего, это были предметы домашнего обихода, без которого простой крестьянин не мог обходиться в своем повседневном труде: долбленая посуда, резные ложки, черпаки, корцы, транспортные средства, необходимые на любом крестьянском подворье, деревянные орудия женского и мужского труда и т.д.
Особое место в искусстве резьбы по дереву занимает скульптурная пластика, архитектурны декор, деревянная игрушка – эти жанры появились с целью разнообразить, приукрасить, сделать более ярким тяжелый быт белорусского крестьянина.
Особенность белорусских мастеров – резчиков по дереву заключалась в том, что они, используя специфические свойства материала, могли выявить его неброскую красоту, придать вещам удобные и художественно законченные формы. Причем декор крестьянских изделий был органически слит с их практическим бытовым назначением.
В Беларуси было распространено несколько видов резьбы: домовая резьба, использующаяся в архитектурном декоре (глухая, накладная, прорезная); объемная резьба (скульптура, деревянные игрушки, долбленая посуда); контурная, геометрическая, плоскорельефная, а также рельефная резьбы на пряничных досках – штампах.
Для белорусского ремесла резьбы по дереву характерно влияние и заимствование традиций этого искусства соседних стран: Польши, Литвы, Украины, России. И все же резьба по дереву в Беларуси имеет свои отличительные особенности, прежде всего, это скромность, лаконичность, простота в сочетании с легкой эстетикой.
1.1 История развития резьбы по дереву в Беларуси
В Беларуси, большую часть которой занимают леса, художественная обработка дерева занимала ведущее место среди остальных видов ремесел. Из древесины, доступного, универсального и достаточно прочного и одновременно легкого в обработке материала возводили жилье и хозяйственные строения, мастерили мебель и транспортные средства, изготавливали предметы труда и посуду. Широким был и диапазон технических приемов: дерево рубили, пилили, долбали, точили, стругали, сверлили, обжигали, красили, полировали, покрывали лаком; изделия из дерева украшали резьбой, росписью, инкрустацией, аппликацией и т.д.
Однако дерево – это недолговечный материал, поэтому примеров обработки древесины в древности не сохранилось, но очевидным остается факт, что это один из материалов, который наши предки освоили первым.
Самым старым образцом искусства резьбы по дереву на территории Беларуси является фрагмент скульптурки со стоянки Осовец (Бешенковичский район). Она передает образ мужчины с выразительными чертами лица, которые придают ему немного суровый вид[7, c.60].
Гораздо больше находок относится к периоду Киевской Руси, но это уже не скульптурная миниатюра, а разнообразные вещи бытового, утилитарного назначения. В это время ремесленный характер получило изготовление деревянной токарной посуды, многочисленные фрагменты которой найдены в Полоцке, Пинске. Эти находки доказывают, что подобная посуда характеризовалась сложным профилем, изящными формами, чего нельзя было достичь при помощи долбления. Несмотря на то, что посуда не имеет резного декора, художественные качества ее несомненны[7, c.61].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Беларуси распространено немало народных ремесел, каждое из них уникально по-своему, однако резьба по дереву является наиболее традиционным и интересным одновременно.
Дерево было одним из первых материалов, который был освоен нашими предками в древности. Рассматриваемое ремесло прошло длинный и своеобразный путь развития. Если на истоках своего зарождения древесину использовали для производства вещей, имеющих практическое применение, то сегодня деревянные вещи носят все более эстетический характер. К сожалению, дерево материал прочный, но не долговечный, именно поэтому сегодня мы имеем так мало сохранившихся образцов, отражающих разные вехи развития данного ремесла в Беларуси.
В нашей стране получили широкое распространение следующие жанры резьбы по дереву: бытовая резьба, скульптурная пластика, архитектурный декор, деревянная игрушка. Бытовая резьба была распространена повсеместно, так как деревянные вещи в данном случае имели утилитарный характер. Скульптурная пластика, архитектурный декор, деревянная игрушка возникли ставили перед собой цель эстетического наслаждения, поэтому есть в Беларуси регионы, где эти жанры развивались, а есть и такие – где им не уделялось достаточного внимания.
Бытовая резьба в Полоцком районе использовалась с целью производства посуды, транспортных средств, предметов и орудий женского и мужского труда. Для резьбы по дереву в данном случае характерно следование общеславянским традициям декора, в котором прослеживаются элементы дохристианских верований. Именно они показывают, насколько сильно была связь человека с природой.

После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.

Эту работу можно получить в офисе или после поступления денег на счет в течении 30 минут.
ФИО *


E-mail для получения работы *


Телефон *


Дополнительная информация, вопросы, комментарии:


С условиями прибретения работы согласен.

 
Добавить страницу в закладки
Отправить ссылку другу