Воспитание интеллектуальной культуры учащихся в условиях информационного общества
курсовые работы, Педагогика Объем работы: 38 стр. Год сдачи: 2012 Стоимость: 9 бел рублей (290 рф рублей, 4.5 долларов) Просмотров: 450 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Содержание
Заключение
Заказать работу
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Интеллектуальная культура учащегося как психолого-педагогический феномен 6
1.1.Подходы к пониманию интеллектуальной культуры 6
личности в психологии и педагогике 6
1.2.Содержание интеллектуальной культуры учащегося в 12
условиях информационного общества 12
Глава 2. Воспитание интеллектуальной культуры учащегося в образовательном процессе современной школы 20
2.1 Воспитание интеллектуальной культуры школьников 20
2.2 Потенциал внеурочной деятельности для воспитания интеллектуальной культуры школьников 28
Заключение 35
Список использованных источников 37
Введение 3
Глава 1. Интеллектуальная культура учащегося как психолого-педагогический феномен 6
1.1.Подходы к пониманию интеллектуальной культуры 6
личности в психологии и педагогике 6
1.2.Содержание интеллектуальной культуры учащегося в 12
условиях информационного общества 12
Глава 2. Воспитание интеллектуальной культуры учащегося в образовательном процессе современной школы 20
2.1 Воспитание интеллектуальной культуры школьников 20
2.2 Потенциал внеурочной деятельности для воспитания интеллектуальной культуры школьников 28
Заключение 35
Список использованных источников 37
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая курсовая работа посвящена проблеме воспитания интеллектуальной культуры учащихся в условиях информационного общества.
Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с тем, что стремительный рост информации в современном обществе не сопровождается ускорением интеллектуального развития личности. По мнению М.А. Холодной, несмотря на то, что в современных условиях интеллектуальный потенциал общества является важнейшим основанием его прогрессивного развития, проявляется «феномен “функциональной глупости”, обнаруживающий себя в увеличении в общей массе населения числа лиц со средним и низким уровнем интеллектуальных возможностей». Автор отмечает, что этот феномен носит временный характер и связан с неблагоприятными для жизни человека факторами, в том числе со «снижением качества образования и разрушением науки как социального института» [18. с. 11]. Решение проблемы возможно путем интеллектуального развития личности, развития ее интеллектуальной культуры.
Проблема интеллектуального развития рассматривалась в русле теорий развивающего обучения П.Я. Гальпериным (1985), Н.Ф. Талызиной (1975), Т.В. Кудрявцевым (1975), А.М. Матюшкиным (1972), И.С. Якиманской (1985, 2000, 2004) и др. Интеллектуальные умения (умение воспринимать, запоминать, быть внимательным, мыслить, обладать интуицией) изучались Н.А. Лошкаревой (1980), И.Я. Лернером (1981), Ю.К. Бабанским (1982). Как культуру учебной деятельности, опирающуюся на умственное развитие учащегося, представляет интеллектуальную культуру М.М. Гарифулина (1987). Отсутствие общего содержательного определения интеллектуальной культуры личности в современной научной литературе осложняет процесс ее формирования в практике обучения и воспитания школьников.
Настоящая курсовая работа посвящена проблеме воспитания интеллектуальной культуры учащихся в условиях информационного общества.
Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с тем, что стремительный рост информации в современном обществе не сопровождается ускорением интеллектуального развития личности. По мнению М.А. Холодной, несмотря на то, что в современных условиях интеллектуальный потенциал общества является важнейшим основанием его прогрессивного развития, проявляется «феномен “функциональной глупости”, обнаруживающий себя в увеличении в общей массе населения числа лиц со средним и низким уровнем интеллектуальных возможностей». Автор отмечает, что этот феномен носит временный характер и связан с неблагоприятными для жизни человека факторами, в том числе со «снижением качества образования и разрушением науки как социального института» [18. с. 11]. Решение проблемы возможно путем интеллектуального развития личности, развития ее интеллектуальной культуры.
Проблема интеллектуального развития рассматривалась в русле теорий развивающего обучения П.Я. Гальпериным (1985), Н.Ф. Талызиной (1975), Т.В. Кудрявцевым (1975), А.М. Матюшкиным (1972), И.С. Якиманской (1985, 2000, 2004) и др. Интеллектуальные умения (умение воспринимать, запоминать, быть внимательным, мыслить, обладать интуицией) изучались Н.А. Лошкаревой (1980), И.Я. Лернером (1981), Ю.К. Бабанским (1982). Как культуру учебной деятельности, опирающуюся на умственное развитие учащегося, представляет интеллектуальную культуру М.М. Гарифулина (1987). Отсутствие общего содержательного определения интеллектуальной культуры личности в современной научной литературе осложняет процесс ее формирования в практике обучения и воспитания школьников.
1.1.Подходы к пониманию интеллектуальной культуры личности в психологии и педагогике
Понятие интеллектуальной культуры родилось на стыке психологии личности и психологии познания. Данное обстоятельство, по-видимому, обусловило противоречивый характер тех оснований, на которых одновременно выстраивалось это словосочетание. Если в психологии личности преобладает идея об интеллектуальной культуре как проявлении высшего уровня индивидуальности, то в психологии познания принципиально подчеркивался формальный характер интеллектуальной деятельности, не имеющий отношения к высоким либо низким показателям психологического развития.
По утверждению X. Ортеги-и-Гассета, основная социальная функция образования – формирование соответствующего эпохе уровня интеллектуального развития человека, обеспечение его умением ориентироваться в окружающем социальном хаосе, чтобы отыскивать собственный путь в культуре. Культурный человек – интеллектуал, занимающий активную жизненную позицию [15].
Важнейшей основой психологии такого человека является интеллектуальная культура, формирующаяся в процессе образования. Образование, с точки зрения Л.Н. Когана, должно быть подчинено не столько процессу простого освоения знаний, сколько задаче развития интеллектуальной культуры, которая «... ничего общего не имеет с многознанием. Это такое развитие интеллекта, которое дает возможность человеку сознательно и целенаправленно осваивать духовные ценности, не только нужные ему для профессионального труда, но и развивающие его интеллект, его духовное богатство.
Понятие интеллектуальной культуры родилось на стыке психологии личности и психологии познания. Данное обстоятельство, по-видимому, обусловило противоречивый характер тех оснований, на которых одновременно выстраивалось это словосочетание. Если в психологии личности преобладает идея об интеллектуальной культуре как проявлении высшего уровня индивидуальности, то в психологии познания принципиально подчеркивался формальный характер интеллектуальной деятельности, не имеющий отношения к высоким либо низким показателям психологического развития.
По утверждению X. Ортеги-и-Гассета, основная социальная функция образования – формирование соответствующего эпохе уровня интеллектуального развития человека, обеспечение его умением ориентироваться в окружающем социальном хаосе, чтобы отыскивать собственный путь в культуре. Культурный человек – интеллектуал, занимающий активную жизненную позицию [15].
Важнейшей основой психологии такого человека является интеллектуальная культура, формирующаяся в процессе образования. Образование, с точки зрения Л.Н. Когана, должно быть подчинено не столько процессу простого освоения знаний, сколько задаче развития интеллектуальной культуры, которая «... ничего общего не имеет с многознанием. Это такое развитие интеллекта, которое дает возможность человеку сознательно и целенаправленно осваивать духовные ценности, не только нужные ему для профессионального труда, но и развивающие его интеллект, его духовное богатство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования, были сделаны следующие выводы.
Обобщив приведенные частные трактовки, можно видеть то, что понимается под интеллектуальной культурой, рассматривается в довольно широком диапазоне: от интеллектуальных умений до ментального опыта. Таким образом, исследования показывают, что данный вопрос не имеет однозначного решения и свидетельствуют о многогранности понятия «интеллектуальная культура».
Понятие «интеллектуальная культура» эволюционирует, наполняясь в каждый исторический период в разных обществах и культурах качественно различным содержанием. Каждая культура порождает определенную модель интеллектуальной культуры, которая включает определенные составляющие элементы и соответствующие способы реализации, являющиеся социальноприемлемыми и одобряемыми. Эти особенности обусловливают потребности социума, которые воплощаются в мотивах индивидуального поведения конкретного человека. Можно сказать, что состояние общества генерирует интеллектуальное пространство, а также состояние и уровень интеллектуальной культуры.
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.
В результате проведенного исследования, были сделаны следующие выводы.
Обобщив приведенные частные трактовки, можно видеть то, что понимается под интеллектуальной культурой, рассматривается в довольно широком диапазоне: от интеллектуальных умений до ментального опыта. Таким образом, исследования показывают, что данный вопрос не имеет однозначного решения и свидетельствуют о многогранности понятия «интеллектуальная культура».
Понятие «интеллектуальная культура» эволюционирует, наполняясь в каждый исторический период в разных обществах и культурах качественно различным содержанием. Каждая культура порождает определенную модель интеллектуальной культуры, которая включает определенные составляющие элементы и соответствующие способы реализации, являющиеся социальноприемлемыми и одобряемыми. Эти особенности обусловливают потребности социума, которые воплощаются в мотивах индивидуального поведения конкретного человека. Можно сказать, что состояние общества генерирует интеллектуальное пространство, а также состояние и уровень интеллектуальной культуры.
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.