Учение о душе в эпоху средневековья и эпоху Возрождения(анализ работ П.Абеляра "Диалог между философом, иудеем и христианином" и Э.Роттердамского "Разговоры запросто" на сайте koob.ru Раздел Философия)
курсовые работы, Философия Объем работы: 26 стр. Год сдачи: 2012 Стоимость: 16 бел рублей (516 рф рублей, 8 долларов) Просмотров: 1012 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Содержание
Заключение
Заказать работу
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты учения о душе в эпоху средневековья и эпоху Возрождения 5
Глава 2.Исследование взглядов П.Абеляра на примере работы"Диалог между философом, иудеем и христианином" 13
Глава 3 Анализ работы Э.Роттердамского "Разговоры запросто" 18
Заключение 24
Список использованных источников 26
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты учения о душе в эпоху средневековья и эпоху Возрождения 5
Глава 2.Исследование взглядов П.Абеляра на примере работы"Диалог между философом, иудеем и христианином" 13
Глава 3 Анализ работы Э.Роттердамского "Разговоры запросто" 18
Заключение 24
Список использованных источников 26
Введение
Словом «душа» называют совокупность побуждений живого существа, в особенности человека. В научном понимании душа - комплекс тесно связанных с организмом психических явлений, в частности, чувств и стремлений. Для религиозного понимания душа - это то, что создано творческим актом божества, нечто кардинально отличное от тела и плоти, это то в человеке, что нетленно и бессмертно, невещественно и неосязаемо. В сфере нравственно-моральных представлений общества наличие в отдельном человеке души является критерием его доброты, порядочности, честности, благоразумия, великодушия, щедрости, отзывчивости и других положительных качеств.
Актуальность данной темы заключается в ее фундаментальности, всеобъемлющей значимости для каждого человека в отдельности и всего человечества в целом. Именно благодаря стремлению человека объяснить существование души возникают религиозные верования и мистические культы, то и другое связано с чувственной стороной жизни человека и стереотипизируется в виде символов и образов души, представленных в искусстве. Из стремления человека дать понятие, определение душе, создать систему философских взглядов, где существование души будет доказано или опровергнуто, зародилось два ее понимания, которые позже оформились в виде идеализма и материализма.
Объект исследования -учение о душе .
Предмет исследования - научная мысль Средневековья и Возрождения.
Цель исследования состоит в выявлении и осмыслении эволюции представлений о душе. Для достижения поставленной цели в ходе работы предстоит решить следующие задачи:
- охарактеризовать особенности учения о душе;
Словом «душа» называют совокупность побуждений живого существа, в особенности человека. В научном понимании душа - комплекс тесно связанных с организмом психических явлений, в частности, чувств и стремлений. Для религиозного понимания душа - это то, что создано творческим актом божества, нечто кардинально отличное от тела и плоти, это то в человеке, что нетленно и бессмертно, невещественно и неосязаемо. В сфере нравственно-моральных представлений общества наличие в отдельном человеке души является критерием его доброты, порядочности, честности, благоразумия, великодушия, щедрости, отзывчивости и других положительных качеств.
Актуальность данной темы заключается в ее фундаментальности, всеобъемлющей значимости для каждого человека в отдельности и всего человечества в целом. Именно благодаря стремлению человека объяснить существование души возникают религиозные верования и мистические культы, то и другое связано с чувственной стороной жизни человека и стереотипизируется в виде символов и образов души, представленных в искусстве. Из стремления человека дать понятие, определение душе, создать систему философских взглядов, где существование души будет доказано или опровергнуто, зародилось два ее понимания, которые позже оформились в виде идеализма и материализма.
Объект исследования -учение о душе .
Предмет исследования - научная мысль Средневековья и Возрождения.
Цель исследования состоит в выявлении и осмыслении эволюции представлений о душе. Для достижения поставленной цели в ходе работы предстоит решить следующие задачи:
- охарактеризовать особенности учения о душе;
Глава 1. Теоретические аспекты учения о душе в эпоху средневековья и эпоху Возрождения
Особая традиция теологического толкования душевных явлений складывается в Средние Века Переход от античного к средневековому христианскому мировоззрению ознаменовало духовное творчество св. Августина (IV–V вв. н.э.).
Августин считал душу орудием, с помощью которого дух управляет те лом, и утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Именно воле должны подчиниться все страсти и пр., зависимые от «плоти» движения души. Постулируя это, Августин стал инициатором учения, названного позднее волюнтаризмом (от лат. «voluntas» – воля).
Воля индивида зависит от божественной Воли и действует в двух направлениях: управляет движениями души и обращает ее к себе самой, обеспечивая самонаблюдение. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Так, из чувственных следов, которые сохраняют органы чувств, воля творит воспоминания.
Все знание, по Августину, изначально (доопытно) заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Знание не приобретается ею, а извлекаете? из самой себя благодаря направленности воли на реализацию внутренних душевных сил. Основанием истинности является внутренний опыт: обращаясь к себе, душа, руководимая божественной Волей, постигает с предельной достоверностью собственную деятельность и ее незримые продукты.
С именем Августина в истории западной мысли связан, быть может, наиболее ранний опыт осмысления философской проблемы времени, субъективности его восприятия и переживания человеком.
Особая традиция теологического толкования душевных явлений складывается в Средние Века Переход от античного к средневековому христианскому мировоззрению ознаменовало духовное творчество св. Августина (IV–V вв. н.э.).
Августин считал душу орудием, с помощью которого дух управляет те лом, и утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Именно воле должны подчиниться все страсти и пр., зависимые от «плоти» движения души. Постулируя это, Августин стал инициатором учения, названного позднее волюнтаризмом (от лат. «voluntas» – воля).
Воля индивида зависит от божественной Воли и действует в двух направлениях: управляет движениями души и обращает ее к себе самой, обеспечивая самонаблюдение. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Так, из чувственных следов, которые сохраняют органы чувств, воля творит воспоминания.
Все знание, по Августину, изначально (доопытно) заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Знание не приобретается ею, а извлекаете? из самой себя благодаря направленности воли на реализацию внутренних душевных сил. Основанием истинности является внутренний опыт: обращаясь к себе, душа, руководимая божественной Волей, постигает с предельной достоверностью собственную деятельность и ее незримые продукты.
С именем Августина в истории западной мысли связан, быть может, наиболее ранний опыт осмысления философской проблемы времени, субъективности его восприятия и переживания человеком.
Заключение
Обобщая вышеизложенное, можно заключить. Душа - одно из немногих понятий, традиционно связанных с любой ступенью развития человеческого общества. В первобытной культуре, в недрах анимизма начали формироваться наши бытовые, традиционные представления о функциях и возможностях существования души человека.
Душа как причина жизни, ее существование после смерти, уход в страну мертвых, существование душ животных, растений, предметов, теория временного отсутствия души у спящих духовидцев - все эти суждения в какой-то мере характерны как для человека прошлых эпох, так и для современного. Представление о душе переходило от эпохи к эпохе, от культуры к культуре, приобретая характер где религиозного учения, где эстетического, а где и учения психологии или парапсихологии.
В 1141-1142 годах Абеляр написал "Диалог между Философом, Иудеем и Христианином". Абеляр проповедует идею веротерпимости. Каждая религия содержит в себе зерно истины, поэтому христианство не может считать, что оно - единственно истинная религия. Основной принцип этической концепции Абеляра - утверждение полной моральной ответственности человека за свои поступки - как добродетельные, так и греховные. Деятельность человека определяется его намерениями. Сам по себе ни один поступок не является ни добрым, ни злым. Все зависит от намерений. В соответствии с этим Абеляр полагал, что язычники, которые преследовали Христа, не совершали никаких греховных действий, так как эти действия не находились в противоречии с их убеждениями. Не были греховны и античные философы, хотя и не являвшиеся сторонниками христианства, но действовавшие в соответствии со своими высокими моральными принципами. Общий дух учения Абеляра делал его в глазах церкви наихудшим из еретиков.
Обобщая вышеизложенное, можно заключить. Душа - одно из немногих понятий, традиционно связанных с любой ступенью развития человеческого общества. В первобытной культуре, в недрах анимизма начали формироваться наши бытовые, традиционные представления о функциях и возможностях существования души человека.
Душа как причина жизни, ее существование после смерти, уход в страну мертвых, существование душ животных, растений, предметов, теория временного отсутствия души у спящих духовидцев - все эти суждения в какой-то мере характерны как для человека прошлых эпох, так и для современного. Представление о душе переходило от эпохи к эпохе, от культуры к культуре, приобретая характер где религиозного учения, где эстетического, а где и учения психологии или парапсихологии.
В 1141-1142 годах Абеляр написал "Диалог между Философом, Иудеем и Христианином". Абеляр проповедует идею веротерпимости. Каждая религия содержит в себе зерно истины, поэтому христианство не может считать, что оно - единственно истинная религия. Основной принцип этической концепции Абеляра - утверждение полной моральной ответственности человека за свои поступки - как добродетельные, так и греховные. Деятельность человека определяется его намерениями. Сам по себе ни один поступок не является ни добрым, ни злым. Все зависит от намерений. В соответствии с этим Абеляр полагал, что язычники, которые преследовали Христа, не совершали никаких греховных действий, так как эти действия не находились в противоречии с их убеждениями. Не были греховны и античные философы, хотя и не являвшиеся сторонниками христианства, но действовавшие в соответствии со своими высокими моральными принципами. Общий дух учения Абеляра делал его в глазах церкви наихудшим из еретиков.
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.