Интерпретация понятия "идеология" в работах А.Дестюта де Траси, К. Марка и Ф. Энгельса, К.Манхейма.
рефераты, История Объем работы: 17 стр. Год сдачи: 2012 Стоимость: 11 бел рублей (355 рф рублей, 5.5 долларов) Просмотров: 1244 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Содержание
Заключение
Заказать работу
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ....... 3
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА "ИДЕОЛОГИЯ" И ЕГО
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ У А. ДЕСТЮТА ДЕ ТРАСИ...5
2. ПОНЯТИЕ "ИДЕОЛОГИЯ" У К. МАРКСА
И Ф. ЭНГЕЛЬСА.... 8
3. К. МАНГЕЙМ: ИДЕОЛОГИЯ КАК ПРОДУКТ МЫШЛЕНИЯ
ГРУПП ЛЮДЕЙ ............……… 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................. 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ........ 17
ВВЕДЕНИЕ ....... 3
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА "ИДЕОЛОГИЯ" И ЕГО
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ У А. ДЕСТЮТА ДЕ ТРАСИ...5
2. ПОНЯТИЕ "ИДЕОЛОГИЯ" У К. МАРКСА
И Ф. ЭНГЕЛЬСА.... 8
3. К. МАНГЕЙМ: ИДЕОЛОГИЯ КАК ПРОДУКТ МЫШЛЕНИЯ
ГРУПП ЛЮДЕЙ ............……… 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................. 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ........ 17
ВВЕДЕНИЕ
Ни для кого не секрет, что успех в жизни приходит к тем людям, которые ставят перед собой ясные цели и ориентиры, и которые, наконец, упорно трудятся для их достижения. Не являются исключением для этого правила и любые группы людей, будь то струнный оркестр, театральная труппа, футбольный клуб, учебное заведение или общественная организация. Другое дело, что в коллективах выработка общих целей и системы взаимодействия во имя их претворения в жизнь требует еще больших усилий и энергии.
В не меньшей, а даже в еще большей степени, осмысленность и целесообразность должна лежать в основе деятельности крупных общественных институтов и, в первую очередь, государства. Фундаментальной основой для объединения и упорядочения в рамках единой эффективной системы отдельных общественно значимых интересов, целей и ценностей является идеология. Это неоднократно подчеркивал в своих выступлениях и Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, который в 2003 г. в частности отметил: "Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам" [8, с. 3-4].
В отечественном обществоведении под идеологией понимается "относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей и принципов, которые исходят из интересов и устремлений определенных групп людей, выступают по форме или по существу как выражение интересов всего общества, направлены на закрепление или изменение существующего общественного устройства и служат в качестве инструмента политического действия. Как таковая идеология, любая ее форма всегда выступают как система идей, ценностей и представлений, в которых определенные группы людей осознают существующую действительность и свое положение в ней, выражают свои потребности и интересы, формулируют свои цели и устремления и обосновывают пути и средства их достижения с...
Ни для кого не секрет, что успех в жизни приходит к тем людям, которые ставят перед собой ясные цели и ориентиры, и которые, наконец, упорно трудятся для их достижения. Не являются исключением для этого правила и любые группы людей, будь то струнный оркестр, театральная труппа, футбольный клуб, учебное заведение или общественная организация. Другое дело, что в коллективах выработка общих целей и системы взаимодействия во имя их претворения в жизнь требует еще больших усилий и энергии.
В не меньшей, а даже в еще большей степени, осмысленность и целесообразность должна лежать в основе деятельности крупных общественных институтов и, в первую очередь, государства. Фундаментальной основой для объединения и упорядочения в рамках единой эффективной системы отдельных общественно значимых интересов, целей и ценностей является идеология. Это неоднократно подчеркивал в своих выступлениях и Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, который в 2003 г. в частности отметил: "Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам" [8, с. 3-4].
В отечественном обществоведении под идеологией понимается "относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей и принципов, которые исходят из интересов и устремлений определенных групп людей, выступают по форме или по существу как выражение интересов всего общества, направлены на закрепление или изменение существующего общественного устройства и служат в качестве инструмента политического действия. Как таковая идеология, любая ее форма всегда выступают как система идей, ценностей и представлений, в которых определенные группы людей осознают существующую действительность и свое положение в ней, выражают свои потребности и интересы, формулируют свои цели и устремления и обосновывают пути и средства их достижения с...
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА "ИДЕОЛОГИЯ" И ЕГО ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ: А. ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ
Как известно, с этимологической точки зрения, понятие "идеология" означает учение об идее. В свою очередь, в культурный оборот в Европе понятие идеи ввели древнегреческие мыслители Демокрит и Платон. Для них идея была особой реальностью, моделью, образцом для объектов материального и духовного мира. Впоследствии это понятие получило дальнейшее развитие в трудах других философов эпохи Античности и, особенно, в религии и теологии [9, с. 7-9].
Несмотря на то, что идеи всегда играли значительную роль в жизни человека и государства, необходимость создания особого учения о них была осознана относительно недавно – только в конце XVIII – начале XIX в. группой французских интеллектуалов, в которую входили А. Дестют де Траси, П. Кабанис, Э. Кондильяк и др. [9, с. 14]. Время возникновения такого интереса совсем неслучайно. Как справедливо заметил Карл Манхейм (речь о нем пойдет ниже): "Совершенно очевидно, что подобные проблемы могут стать общезначимыми лишь в эпоху, когда несогласие в большей степени бросается в глаза, чем согласие. Люди обращаются от непосредственного изучения вещей к рассмотрению способов мышления только тогда, когда перед лицом множества противоположных определений исчезает возможность прямой и длительной разработки понятий о вещах и ситуациях" [4, с. 11]. В условиях распада многовековых устоев общественно-политической жизни европейского общества, вообще, и феодально-абсолютистского Старого режима во Франции, в частности, возникла необходимость в теоретическом и, по возможности, беспристрастном осмыслении новых реалий с целью выработки стабильных ценностных ориентиров развития общества, а также основ мировосприятия и понимания действительности.
Термин идеология (от греч. idea - мысль, замысел и logos - слово, понятие, учение, наука) впервые ввел французский философ, экономист и политик Антуан Луи Клод Дестют де Траси (1754-1836) в своем докладе "Проект...
Как известно, с этимологической точки зрения, понятие "идеология" означает учение об идее. В свою очередь, в культурный оборот в Европе понятие идеи ввели древнегреческие мыслители Демокрит и Платон. Для них идея была особой реальностью, моделью, образцом для объектов материального и духовного мира. Впоследствии это понятие получило дальнейшее развитие в трудах других философов эпохи Античности и, особенно, в религии и теологии [9, с. 7-9].
Несмотря на то, что идеи всегда играли значительную роль в жизни человека и государства, необходимость создания особого учения о них была осознана относительно недавно – только в конце XVIII – начале XIX в. группой французских интеллектуалов, в которую входили А. Дестют де Траси, П. Кабанис, Э. Кондильяк и др. [9, с. 14]. Время возникновения такого интереса совсем неслучайно. Как справедливо заметил Карл Манхейм (речь о нем пойдет ниже): "Совершенно очевидно, что подобные проблемы могут стать общезначимыми лишь в эпоху, когда несогласие в большей степени бросается в глаза, чем согласие. Люди обращаются от непосредственного изучения вещей к рассмотрению способов мышления только тогда, когда перед лицом множества противоположных определений исчезает возможность прямой и длительной разработки понятий о вещах и ситуациях" [4, с. 11]. В условиях распада многовековых устоев общественно-политической жизни европейского общества, вообще, и феодально-абсолютистского Старого режима во Франции, в частности, возникла необходимость в теоретическом и, по возможности, беспристрастном осмыслении новых реалий с целью выработки стабильных ценностных ориентиров развития общества, а также основ мировосприятия и понимания действительности.
Термин идеология (от греч. idea - мысль, замысел и logos - слово, понятие, учение, наука) впервые ввел французский философ, экономист и политик Антуан Луи Клод Дестют де Траси (1754-1836) в своем докладе "Проект...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие общественного прогресса в Западной Европе и вера в безграничные силы человеческого разума на рубеже XVIII-XIX вв. вызвали к жизни интерес к разработке специальной науки, способной постичь природу человеческого мышления, стать фундаментом политической и экономической жизни, а также быть руководством для политической деятельности руководителей государства. Такой наукой, по мнению французского социолога, философа и политика А. Дестюта де Траси и должна была стать идеология - "наука об идеях". Недостаточная разработанность идеологии и неблагоприятные политические условия не позволили А. Дестюту де Траси достичь поставленных целей, а за самим понятием "идеология" надолго закрепилось негативно окрашенное значение - "туманная метафизика", иллюзия.
Новый значительны шаг в разработке понятия "идеология" сделали немецкие мыслители К. Маркс и Ф, Энгельс. Идеология для них – это, прежде всего, "ложное сознание", иллюзорное восприятие социального бытия. Придавая идеологии преимущественно негативный смысл, мыслители противопоставляли ей научное знание, целью которого должна быть борьба против идеологии. На уровне общественного сознания К. Маркс и Ф. Энгельс отождествляли идеологию с действенным условием существования системы классового господства и в то же время определяли ее как производное от экономических отношений. Несмотря на противопоставление идеологии позитивной (подлинной) науке К. Маркс и Ф. Энгельс своими работами заложили мощный фундамент одной из влиятельнейших идеологий ХХ в. – марксизму.
Дальнейшее развитие научная разработка понятие "идеология" получило в работе немецкого ученого К. Мангейма "Идеология и утопия". В соответствии с идеями, развитыми в рамках его социологии знания, идеологии есть теоретически оформленное выражение самосознания группы, средство защиты интересов группы, системы одностороннего подхода к объяснению действительности и потому сохраняющие статус ложных систем знания, скрывающих от правящих групп действительное...
Развитие общественного прогресса в Западной Европе и вера в безграничные силы человеческого разума на рубеже XVIII-XIX вв. вызвали к жизни интерес к разработке специальной науки, способной постичь природу человеческого мышления, стать фундаментом политической и экономической жизни, а также быть руководством для политической деятельности руководителей государства. Такой наукой, по мнению французского социолога, философа и политика А. Дестюта де Траси и должна была стать идеология - "наука об идеях". Недостаточная разработанность идеологии и неблагоприятные политические условия не позволили А. Дестюту де Траси достичь поставленных целей, а за самим понятием "идеология" надолго закрепилось негативно окрашенное значение - "туманная метафизика", иллюзия.
Новый значительны шаг в разработке понятия "идеология" сделали немецкие мыслители К. Маркс и Ф, Энгельс. Идеология для них – это, прежде всего, "ложное сознание", иллюзорное восприятие социального бытия. Придавая идеологии преимущественно негативный смысл, мыслители противопоставляли ей научное знание, целью которого должна быть борьба против идеологии. На уровне общественного сознания К. Маркс и Ф. Энгельс отождествляли идеологию с действенным условием существования системы классового господства и в то же время определяли ее как производное от экономических отношений. Несмотря на противопоставление идеологии позитивной (подлинной) науке К. Маркс и Ф. Энгельс своими работами заложили мощный фундамент одной из влиятельнейших идеологий ХХ в. – марксизму.
Дальнейшее развитие научная разработка понятие "идеология" получило в работе немецкого ученого К. Мангейма "Идеология и утопия". В соответствии с идеями, развитыми в рамках его социологии знания, идеологии есть теоретически оформленное выражение самосознания группы, средство защиты интересов группы, системы одностороннего подхода к объяснению действительности и потому сохраняющие статус ложных систем знания, скрывающих от правящих групп действительное...
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.