Метофизика и ее статус в философии
контрольные работы, Философия Объем работы: 18 стр. Год сдачи: 2012 Стоимость: 9 бел рублей (290 рф рублей, 4.5 долларов) Просмотров: 480 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Содержание
Заключение
Заказать работу
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 3
1. ПОНЯТИЕ МЕТАФИЗИКИ И ЕГО ВАРИАЦИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ………………………………………………………………… 4
2. СТАТУС МЕТАФИЗИКИ В ФИЛОСОФИИ XIX-XX ВВ. ………. 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………… 19
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 3
1. ПОНЯТИЕ МЕТАФИЗИКИ И ЕГО ВАРИАЦИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ………………………………………………………………… 4
2. СТАТУС МЕТАФИЗИКИ В ФИЛОСОФИИ XIX-XX ВВ. ………. 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………… 19
ВВЕДЕНИЕ
Представление о философии как о "науке всех наук", как о фундаменте для всех подлинно научных представлений человека о себе, обществе и мире давно уже утратило свое некогда широкое признание. Различные области конкретных знаний и умений, приносящие стабильный материальный доход и связанное с этим чувство глубокого удовлетворения качеством жизни и своим местом в социуме, в глазах современного человечества имеют несомненный приоритет. Философии навязывается статус сферы праздного любопытства горстки высоколобых интеллектуалов, недостойной, возможно, даже издавна законного места в системе высшей школы.
Если уж такое мнение распространено в обществе в отношении всего комплекса философских знаний, ряд структурных элементов которого имеет несомненную связь с окружающим нас реальным миром (например, социальная философия) и поэтому даже обладает значительной практической значимостью, то что же тогда можно сказать о метафизике, в просторечии означающее "што-небудзь незразумелае, мудрагелістае, надзвычай абстрактнае" [8, с. 343]?
Тем не менее, рассуждая не с точки зрения обыденных представлений и практического разума об истине и бытии, а с позиций научного отношения к миру следует признать, что такая трактовка метафизики является чрезмерно упрощенной и попросту несправедливой. Как науке о сверхчувственных принципах и началах бытия началах, как "первой (подлинной) философии", метафизике принадлежит важнейшее место в истории философской мысли и без постижения ее, хотя бы на уровне самых общих принципов и идей, невозможно в полной мере ни восторгаться силой человеческого ума, ни постигать важность и глубину философии.
Представление о философии как о "науке всех наук", как о фундаменте для всех подлинно научных представлений человека о себе, обществе и мире давно уже утратило свое некогда широкое признание. Различные области конкретных знаний и умений, приносящие стабильный материальный доход и связанное с этим чувство глубокого удовлетворения качеством жизни и своим местом в социуме, в глазах современного человечества имеют несомненный приоритет. Философии навязывается статус сферы праздного любопытства горстки высоколобых интеллектуалов, недостойной, возможно, даже издавна законного места в системе высшей школы.
Если уж такое мнение распространено в обществе в отношении всего комплекса философских знаний, ряд структурных элементов которого имеет несомненную связь с окружающим нас реальным миром (например, социальная философия) и поэтому даже обладает значительной практической значимостью, то что же тогда можно сказать о метафизике, в просторечии означающее "што-небудзь незразумелае, мудрагелістае, надзвычай абстрактнае" [8, с. 343]?
Тем не менее, рассуждая не с точки зрения обыденных представлений и практического разума об истине и бытии, а с позиций научного отношения к миру следует признать, что такая трактовка метафизики является чрезмерно упрощенной и попросту несправедливой. Как науке о сверхчувственных принципах и началах бытия началах, как "первой (подлинной) философии", метафизике принадлежит важнейшее место в истории философской мысли и без постижения ее, хотя бы на уровне самых общих принципов и идей, невозможно в полной мере ни восторгаться силой человеческого ума, ни постигать важность и глубину философии.
1. ПОНЯТИЕ МЕТАФИЗИКИ И ЕГО ВАРИАЦИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
Метафизика – это философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия. В истории философии слово "метафизика" часто употреблялось как синоним философии. В период своего формирования метафизика зачастую отождествлялась с учением о бытии, получившем в XVII в. название "онтология". Предметы метафизики и онтологии совпадали в силу фундаментальности вопросов о том, что такое сущее, какова его природа, что такое мир, в чем смысл бытия [1, с. 417].
Понятие "метафизика" имеет искусственное происхождение и в трудах античных философов не встречается, т.к. является результатом систематизации рукописей Аристотеля в соответствии с тремя дисциплинами – логикой, физикой и этикой, проведенной в I до н. э. Андроником из Родоса. Часть сочинений Аристотеля не укладывалась ни в одну из указанных дисциплин, и ее расположили после "физики" (науки о природе), отсюда и название метафизика ("мета" означает "за", "позади") [2, с. 62].
Однако метафизика как способ философского мышления возникает задолго до Аристотеля, по сути, совпадая с первыми шагами философии. Уже у Платона метафизика может быть обнаружена как специально обоснованный метод. Не предпринимая формального расчленения "мудрости" на различные науки, Платон дает, тем не менее, в ряде диалогов описание высшего типа знания, восходящего от эмпирической реальности к бестелесным сущностям по иерархической "лестнице" понятий и нисходящего обратно к чувственному миру, обретая при этом способность видеть истинное бытие и находить во всяком множестве единство, а во всяком единстве – множество. Таким образом, Платон уже очертил круг специфических проблем метафизики.
Метафизика – это философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия. В истории философии слово "метафизика" часто употреблялось как синоним философии. В период своего формирования метафизика зачастую отождествлялась с учением о бытии, получившем в XVII в. название "онтология". Предметы метафизики и онтологии совпадали в силу фундаментальности вопросов о том, что такое сущее, какова его природа, что такое мир, в чем смысл бытия [1, с. 417].
Понятие "метафизика" имеет искусственное происхождение и в трудах античных философов не встречается, т.к. является результатом систематизации рукописей Аристотеля в соответствии с тремя дисциплинами – логикой, физикой и этикой, проведенной в I до н. э. Андроником из Родоса. Часть сочинений Аристотеля не укладывалась ни в одну из указанных дисциплин, и ее расположили после "физики" (науки о природе), отсюда и название метафизика ("мета" означает "за", "позади") [2, с. 62].
Однако метафизика как способ философского мышления возникает задолго до Аристотеля, по сути, совпадая с первыми шагами философии. Уже у Платона метафизика может быть обнаружена как специально обоснованный метод. Не предпринимая формального расчленения "мудрости" на различные науки, Платон дает, тем не менее, в ряде диалогов описание высшего типа знания, восходящего от эмпирической реальности к бестелесным сущностям по иерархической "лестнице" понятий и нисходящего обратно к чувственному миру, обретая при этом способность видеть истинное бытие и находить во всяком множестве единство, а во всяком единстве – множество. Таким образом, Платон уже очертил круг специфических проблем метафизики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Историческая судьба метафизики представляется сложной и неоднозначной, вынуждающей часто менять характер философствования – либо в силу авторских вариантов решения тех или иных концептуальных построений, либо как следствие цивилизационных сдвигов, затронувших в целом философское знание. Поскольку трактовки метафизики связаны, в первую очередь, с пониманием предмета философии, ее сущности и функций в культуре, постольку существовали не просто различные версии метафизики, но зачастую и ее альтернативные интерпретации. В ее развитии просматриваются как моменты преемственности новых вариантов метафизики с классической традицией, так и попытки отказа от нее. Однако при всем многообразии интерпретаций метафизики в современной философской мысли господствующей является трактовка ее как философского учения о наиболее общих основаниях бытия человека в мире.
Еще во времена античности в классической философии прочно утвердилось представление о метафизике как "первой философии", как особой сверхчувственной реальности, пребывающей за пределами опыта, эксперимента, наблюдения, причем как прямого, так и косвенного. В XVII в. метафизика обрела свою классическую форму в системах Р. Декарта (создателя нового типа обоснования метафизики через самосознание "Я"), Б. Спинозы, Г.В. Лейбница. Однако неумолимое воздействие научной революции XVII в. и духа идей Просвещения в XVIII в. вызывают глубокий кризис метафизики. Попытка пересмотра классической концепции метафизики, предпринятая И. Кантом, не увенчалась успехом, однако дала мощнейший толчок для ее подлинного обновления представителями младшего поколения немецкой классической философии.
Историческая судьба метафизики представляется сложной и неоднозначной, вынуждающей часто менять характер философствования – либо в силу авторских вариантов решения тех или иных концептуальных построений, либо как следствие цивилизационных сдвигов, затронувших в целом философское знание. Поскольку трактовки метафизики связаны, в первую очередь, с пониманием предмета философии, ее сущности и функций в культуре, постольку существовали не просто различные версии метафизики, но зачастую и ее альтернативные интерпретации. В ее развитии просматриваются как моменты преемственности новых вариантов метафизики с классической традицией, так и попытки отказа от нее. Однако при всем многообразии интерпретаций метафизики в современной философской мысли господствующей является трактовка ее как философского учения о наиболее общих основаниях бытия человека в мире.
Еще во времена античности в классической философии прочно утвердилось представление о метафизике как "первой философии", как особой сверхчувственной реальности, пребывающей за пределами опыта, эксперимента, наблюдения, причем как прямого, так и косвенного. В XVII в. метафизика обрела свою классическую форму в системах Р. Декарта (создателя нового типа обоснования метафизики через самосознание "Я"), Б. Спинозы, Г.В. Лейбница. Однако неумолимое воздействие научной революции XVII в. и духа идей Просвещения в XVIII в. вызывают глубокий кризис метафизики. Попытка пересмотра классической концепции метафизики, предпринятая И. Кантом, не увенчалась успехом, однако дала мощнейший толчок для ее подлинного обновления представителями младшего поколения немецкой классической философии.
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.