"Образ старой девы в произведениях русских писательниц (иписателей) 19 века".
курсовые работы, Русский язык и литература Объем работы: 26 стр. Год сдачи: 2012 Стоимость: 36 бел рублей (1161 рф рублей, 18 долларов) Просмотров: 667 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Заключение
Заказать работу
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие старая дева и его современная интерпретация
1.1 Понятие «старая дева» в литературоведении и лингвистике……..5
1.2 Основные семантические аспекты образа старой девы……………...8
Глава 2. Образ старой девы в литературе 19 века
2.1 Особенности художественного создания образа в произведениях Е.Растопчиной……………………………………………………………10
2.2 Художественное воплощение образа старой девы в творчестве Н. Хвощинской……………………………………………………………14
2.3 Женский мир М.С. Жуковой……………………………………….17
Заключение……………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………….25
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие старая дева и его современная интерпретация
1.1 Понятие «старая дева» в литературоведении и лингвистике……..5
1.2 Основные семантические аспекты образа старой девы……………...8
Глава 2. Образ старой девы в литературе 19 века
2.1 Особенности художественного создания образа в произведениях Е.Растопчиной……………………………………………………………10
2.2 Художественное воплощение образа старой девы в творчестве Н. Хвощинской……………………………………………………………14
2.3 Женский мир М.С. Жуковой……………………………………….17
Заключение……………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………….25
Введение
Понятие старая дева существует уже не одно столетие. За это время значение этого устройчивого словосочетания не только изменило свое значение, но и приобрело новую коннатативную окраску. Так, раньше выражение «старая дева» имеет следующее значение: женщина, которая до зрелых лет живет в доме сових родителей на положении девочки.
В русской фразеологии данное словосочетание имеет ярко выраженную негативную окраску, если мы говорим о XXI веке. Несомненно, если мы обратимся к веку XIX, то заметим, что старая дева – это скорее женщина, не испытавшая чувств ярких, любви подобных.
Так видится данное словосочетание представителям разных временных эпох.
В «мужской» литературе изображение этого типажа имеет ярко выраженную отрицательную коннотацию. Это не вышедшая замуж «царь-девица», девушка в возрасте, потерявшаявнешнюю привлекательность, у которой вздорный и неуживчивый характер («Княжна Мими» В.Ф. Одоевского; «Мамзель Катишь, или Ловля женихов» П.В. Ефебовского и др.).
Цель нашего исследования – проследить, каким образом понятие старая дева трансформируется в творчестве писательниц 19 века (М. Жуковой, Н.Хвощинской, Е.Растопчиной).
Теоретико-методологическую базу данной работы составили структурно-типологические исследования М.М. Бахтин, В.Н. Топоров); труды в области семиотики (Ю.М. Лотман,Б.А. Успенский, Т.В. Цивьян, Р. Барт), а также гендерного анализа (Э. Шоуолтер, К. Келли, Э. Сиксу, Л. Иригаре, Ю. Кристева, И. Савкина).
В изучении специфики образа героини в народническом романе мы опираемся на определение героя литературного произведения (персонажа) как «целостного образа человека, в совокупности его облика, образа мыслей, поведения и душевного мира».
По словам В.Е. Хализева, литератуный персонаж имеет двоякую природу: «он, во-первых, является субъектом изображаемого действия, стимулом развертывания событий, составляющих сюжет. Во-вторых, персонаж имеет в составе произведения значимость самостоятельную, независимую от сюжета событийного...
Понятие старая дева существует уже не одно столетие. За это время значение этого устройчивого словосочетания не только изменило свое значение, но и приобрело новую коннатативную окраску. Так, раньше выражение «старая дева» имеет следующее значение: женщина, которая до зрелых лет живет в доме сових родителей на положении девочки.
В русской фразеологии данное словосочетание имеет ярко выраженную негативную окраску, если мы говорим о XXI веке. Несомненно, если мы обратимся к веку XIX, то заметим, что старая дева – это скорее женщина, не испытавшая чувств ярких, любви подобных.
Так видится данное словосочетание представителям разных временных эпох.
В «мужской» литературе изображение этого типажа имеет ярко выраженную отрицательную коннотацию. Это не вышедшая замуж «царь-девица», девушка в возрасте, потерявшаявнешнюю привлекательность, у которой вздорный и неуживчивый характер («Княжна Мими» В.Ф. Одоевского; «Мамзель Катишь, или Ловля женихов» П.В. Ефебовского и др.).
Цель нашего исследования – проследить, каким образом понятие старая дева трансформируется в творчестве писательниц 19 века (М. Жуковой, Н.Хвощинской, Е.Растопчиной).
Теоретико-методологическую базу данной работы составили структурно-типологические исследования М.М. Бахтин, В.Н. Топоров); труды в области семиотики (Ю.М. Лотман,Б.А. Успенский, Т.В. Цивьян, Р. Барт), а также гендерного анализа (Э. Шоуолтер, К. Келли, Э. Сиксу, Л. Иригаре, Ю. Кристева, И. Савкина).
В изучении специфики образа героини в народническом романе мы опираемся на определение героя литературного произведения (персонажа) как «целостного образа человека, в совокупности его облика, образа мыслей, поведения и душевного мира».
По словам В.Е. Хализева, литератуный персонаж имеет двоякую природу: «он, во-первых, является субъектом изображаемого действия, стимулом развертывания событий, составляющих сюжет. Во-вторых, персонаж имеет в составе произведения значимость самостоятельную, независимую от сюжета событийного...
Заключение
При исследовании «женских» текстов, важно переместить внимание исследователя с центра на «периферийное» поле фактов и смыслов, чтобы увидеть нетолько основной сюжет, лежащий «на поверхности», но и вычитать подразумеваемое(порой невольно) автором. Основное внимание при этом смещается от изученияидейно-тематического содержания к анализу языковых средств и приемов, структурной организации текста, лексико-синтаксических особенностей стиля. Структура предложения, соединение его законченных отрезков оказывают влияние на тональность авторской речи, непосредственно связаны с замыслом и идеей произведения.
Дом в творчестве писательниц-женщин – чрезвычайно емкий космологический образ. Это важнейшее промежуточное звено, связывающее разные уровни в общей картине мира. С одной стороны, дом принадлежит человеку, олицетворяя его целостный вещный мир. С другой стороны, дом связывает человека с миром, являясь в определенном смысле «репликойвнешнего мира, уменьшенной до размеров человека». Он символизирует освоенное, покоренное, «одомашненное» пространство, где человек находится в безопасности, куда возвращается из любых странствований.
Произведения писательниц 19 века представляет собой добротную беллетристику, которая обогатила русскую литературу 1830–1850-х гг. новыми коллизиями и сюжетами, способствовала накоплению психологических приемовизображения внутреннего мира человека и в особенности женщины. Писательницы способствовали изменению общественного мнения о роли и назначении женщины. Таким образом, «голос» Жуковой, Растопчиной и Хвощевской, слившись с «голосами» других авторов-женщин, стал необходимым элементом многоголосия русской литературы и культуры.
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.