Выделение сознания как предмета психологии
рефераты, Психология Объем работы: 20 стр. Год сдачи: 2013 Стоимость: 10 бел рублей (323 рф рублей, 5 долларов) Просмотров: 336 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Заключение
Заказать работу
Оглавление
Введение
Проблемы изучения сознания
Заключение
Список использованных источников
Введение
Проблемы изучения сознания
Заключение
Список использованных источников
Введение
Проблема сознания, возникнув в лоне философии, стала объектом размышлений и исследований большого числа наук. Едва ли какая-либо из них, включая психологию, способна выделить собственный предмет изучения сознания в сколько-нибудь чистом виде.
Трудности представления сознания как предмета психологии усугубляются тем, что сама психология, как наука, не может похвастаться строгостью определения своего собственного предмета. Здесь имеется несколько вариантов. Самый простой — это привычные тавтологии: психология — наука о психике.
В XVIII веке место души заняли явления сознания, то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в «себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душевную деятельность». Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками.
В начале XVIII века вся душевная жизнь сначала в познавательной сфере, а затем и в сферах чувств и воли была представлена как процесс образования и смены (по законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями.
В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии – английская эмпирическая ассоцианистская психология (Д. Гартли).
Проблема сознания, возникнув в лоне философии, стала объектом размышлений и исследований большого числа наук. Едва ли какая-либо из них, включая психологию, способна выделить собственный предмет изучения сознания в сколько-нибудь чистом виде.
Трудности представления сознания как предмета психологии усугубляются тем, что сама психология, как наука, не может похвастаться строгостью определения своего собственного предмета. Здесь имеется несколько вариантов. Самый простой — это привычные тавтологии: психология — наука о психике.
В XVIII веке место души заняли явления сознания, то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в «себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душевную деятельность». Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками.
В начале XVIII века вся душевная жизнь сначала в познавательной сфере, а затем и в сферах чувств и воли была представлена как процесс образования и смены (по законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями.
В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии – английская эмпирическая ассоцианистская психология (Д. Гартли).
Заключение
Таким образом, в модели, предложенные В.М. Аллахвердовым и А.Ю. Агафоновым во многом являются взаимодополняющими. Ключевыми характеристиками методологического подхода к постановке проблемы сознания из которого исходят авторы, являются следующие утверждения:
1. Сознание рассматривается в когнитивном ключе. Смыслом работы сознания видится познание.
2. Сознание видится как интегральный механизм работы психики в целом, анализируются его осознаваемые и неосознаваемые составляющие.
3. Изучение сознания предлагается осуществлять методом построения идеальной модели сознания как некого когнитивного механизма, дальнейшей ее верификации в соответствующих экспериментальных исследованиях. Итогом такого моделирования, с точки зрения авторов, должно являться обнаружение и описание конкретных механизмов сознания.
4. Выделяются следующие механизмы работы сознания: механизм принятия решения об осознании/неосознавании, рефлексивный механизм, механизм сличения, механизм опознания, механизм узнавания и т.д.
5. Формулируются закономерности работы выделенных механизмов сознания (например, закон последействия позитивного и негативного выбора).
6. Проблема сознания в данном методологическом ключе ставится в виде вопросов о логике работы сознания:
В чем состоят универсальные механизмы работы сознания?
Как они действуют?
Как происходит осознание или неосознавание?
Как осуществляется операция сличения, (например в процессе восприятия)?
Как происходит понимание на бессознательном уровне?
...
Таким образом, в модели, предложенные В.М. Аллахвердовым и А.Ю. Агафоновым во многом являются взаимодополняющими. Ключевыми характеристиками методологического подхода к постановке проблемы сознания из которого исходят авторы, являются следующие утверждения:
1. Сознание рассматривается в когнитивном ключе. Смыслом работы сознания видится познание.
2. Сознание видится как интегральный механизм работы психики в целом, анализируются его осознаваемые и неосознаваемые составляющие.
3. Изучение сознания предлагается осуществлять методом построения идеальной модели сознания как некого когнитивного механизма, дальнейшей ее верификации в соответствующих экспериментальных исследованиях. Итогом такого моделирования, с точки зрения авторов, должно являться обнаружение и описание конкретных механизмов сознания.
4. Выделяются следующие механизмы работы сознания: механизм принятия решения об осознании/неосознавании, рефлексивный механизм, механизм сличения, механизм опознания, механизм узнавания и т.д.
5. Формулируются закономерности работы выделенных механизмов сознания (например, закон последействия позитивного и негативного выбора).
6. Проблема сознания в данном методологическом ключе ставится в виде вопросов о логике работы сознания:
В чем состоят универсальные механизмы работы сознания?
Как они действуют?
Как происходит осознание или неосознавание?
Как осуществляется операция сличения, (например в процессе восприятия)?
Как происходит понимание на бессознательном уровне?
...
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.