Женщина в современном обществе: к гендерной проблематике в культурологии
курсовые работы, Культурология Объем работы: 30 стр. Год сдачи: 2013 Стоимость: 22 бел рублей (710 рф рублей, 11 долларов) Просмотров: 419 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Заключение
Заказать работу
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….……3
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ (ГЛОССАРИЙ)………………………………….5
ГЛАВА 1 ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ...6
1.1 Дихотомия «пол – гендер» в культурологическом знании: становление и сущность..………………………………….……………………….………6
1.2 Идентичность женщины в современном мире как предмет философско-культурологической рефлексии…………………………………..…………………….…………10
ГЛАВА 2 ЖЕНЩИНА В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОМ ОБЩЕСТВЕ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…………………………………...……………………………….…15
2.1 Информационно-коммуникативное общество как условие комплексной трансформации женской идентичности………………………….………………….………………......15
2.2 Двойственность гендерных репрезентаций женского начала в рамках интернет-пространства ……………………………………………...………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …. …………………………………………………….……26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …..…………28
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ (ГЛОССАРИЙ)………………………………….5
ГЛАВА 1 ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ...6
1.1 Дихотомия «пол – гендер» в культурологическом знании: становление и сущность..………………………………….……………………….………6
1.2 Идентичность женщины в современном мире как предмет философско-культурологической рефлексии…………………………………..…………………….…………10
ГЛАВА 2 ЖЕНЩИНА В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОМ ОБЩЕСТВЕ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…………………………………...……………………………….…15
2.1 Информационно-коммуникативное общество как условие комплексной трансформации женской идентичности………………………….………………….………………......15
2.2 Двойственность гендерных репрезентаций женского начала в рамках интернет-пространства ……………………………………………...………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …. …………………………………………………….……26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …..…………28
Женская эмансипация и связанные с нею различные женские репрезентации становятся сегодня все более уверенными и осознанными. Это связано как с изменениями собственного субъектного опыта женщины, так и с появлением для неё новых возможностей, предоставляемых достижениями современного социума, переживающего информационно-компьютерную революцию.
Разнообразие современных подходов к изучению места и роли женщины в современном обществе обусловлено существованием традиционных концепций исследуемой проблематики, а также появлением новых воззрений. Поэтому было бы интересно проследить развитие философско-культурологической мысли и теоретико-методологических подходов к проблеме женской идентичности, чтобы найти реальные пути и новые возможности к трансформации традиционных образцов идентичности женщины, ограничивающих проявления её личностной субъективности и возможности самореализации в современном мире.
В самом общем виде следует обозначить развитие философско-культурологической рефлексии над проблемами женской идентичности как эволюцию от концепции биологического эссенциализма (З.Фрейд), теорий структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Бейлз), символических теорий пола (Ж. Бодрийар, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ю. Кристева, Ж. Лакан, М. Фуко) к теориям социального конструирования гендера (Г. Гарфинкель, И. Гофман, К. Уэст и Д. Зиммерманн) и объединительной парадигме в рамках структурно-конструктивистского подхода (Е.А. Здравомыслова, А.А. Тёмкина). Принципиальное значение для осмысления проблемы женской идентичности имеют, безусловно, положения феминистской теории. Эта теория учитывает специфическую позицию женщин в качестве важнейших «субъектов», в отличие от традиционного патриархального взгляда на женщину в качестве «объекта»...
В ходе проеденного исследования были сделаны следующие выводы.
Женская идентичность как предмет философско-культурологической рефлексии оказывается на пересечении многих теоретических подходов к её осмыслению. Междисциплинарный анализ собственно культурологических, а также философских, социологических, психоаналитических, феминистских, гендерных теорий расширяет наше представление о поле как лишь о биологической данности и приводит к выводу о сложности взаимоотношений пола и гендера, которые лежат в основе структурных иерархий в обществе. Необходимость различать пол (sex) и гендер (gender) послужила предпосылкой для философско-культурологической рефлексии прошлого века и критического осмысления процессов трансформации современного человека.
Философско-культурологическое осмысление идентичности вообще и женской идентичности в частности прошло сложную эволюцию от восприятия собственной целостности, которая позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости, до постепенного осознания явного влияния окружающего мира на процессы социальной идентификации людей.
На современном этапе формируется общество с такими признаками нового состояния как увеличение роли информации и знаний в жизни общества; возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; формирование сервисной экономики; компьютеризация как качественно новый уровень развития информационных процессов (реальная виртуальность); киберпространство как виртуальная реальность (гиппереальность); сеть Интернет как глобальный коммуникационный ресурс; плюрализация источников информации; резкий рост информационного обмена; сетевой способ коммуникации и др...
Женская идентичность как предмет философско-культурологической рефлексии оказывается на пересечении многих теоретических подходов к её осмыслению. Междисциплинарный анализ собственно культурологических, а также философских, социологических, психоаналитических, феминистских, гендерных теорий расширяет наше представление о поле как лишь о биологической данности и приводит к выводу о сложности взаимоотношений пола и гендера, которые лежат в основе структурных иерархий в обществе. Необходимость различать пол (sex) и гендер (gender) послужила предпосылкой для философско-культурологической рефлексии прошлого века и критического осмысления процессов трансформации современного человека.
Философско-культурологическое осмысление идентичности вообще и женской идентичности в частности прошло сложную эволюцию от восприятия собственной целостности, которая позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости, до постепенного осознания явного влияния окружающего мира на процессы социальной идентификации людей.
На современном этапе формируется общество с такими признаками нового состояния как увеличение роли информации и знаний в жизни общества; возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; формирование сервисной экономики; компьютеризация как качественно новый уровень развития информационных процессов (реальная виртуальность); киберпространство как виртуальная реальность (гиппереальность); сеть Интернет как глобальный коммуникационный ресурс; плюрализация источников информации; резкий рост информационного обмена; сетевой способ коммуникации и др...
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.