Неоплатонизм и христианство.
курсовые работы, Философия Объем работы: 30 стр. Год сдачи: 2013 Стоимость: 19 бел рублей (613 рф рублей, 9.5 долларов) Просмотров: 665 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Заключение
Заказать работу
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1 Подходы к пониманию неоплатонизма 5
1.1 Философские основы 5
1.2 Сущностные черты 7
Глава 2 Философские основы христианства 10
2.1 Философские основы 10
2.2 Сущностные черты 14
Глава 3 Сравнительный анализ неоплатонизма и христианства 21
Заключение 25
Список использованных источников 28
Введение 3
Глава 1 Подходы к пониманию неоплатонизма 5
1.1 Философские основы 5
1.2 Сущностные черты 7
Глава 2 Философские основы христианства 10
2.1 Философские основы 10
2.2 Сущностные черты 14
Глава 3 Сравнительный анализ неоплатонизма и христианства 21
Заключение 25
Список использованных источников 28
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.
Некоторые исследователи (Зеньковский В. и др.) полагают, что христианский мир унаследовал от античности идею философии как системы, обнимающей все формы мыслительной работы, все сферы духовной жизни. Но сама античная философия — как это было много раз показано — была в то же время и своеобразным богословием, конечно, соответственно религиозному сознанию античности. В свое время она выросла из мифологем, созданных религиозным сознанием, да и закончилась у Плотина и его последователей построениями, в которых философские идеи неотделимы от богословия. Но для христианского сознания, религиозный мир которого был глубоко отличен от античной религиозности, построения античности были только философией, можно сказать «чистой философией», построением «чистого разума». Раннее христианство было к тому же невосприимчиво к религиозному содержанию античной мысли и лишь постепенно, используя ее построения в апологетических целях, приобщалось к богословской стороне ее. В известном смысле и ныне мы еще недостаточно чувствуем религиозную сторону в античной философии, а отчасти и не хотим ее чувствовать: ведь идея «чистой философии» есть излюбленная фикция у мыслителей Нового времени, которые нередко переносят эту фикцию и в античный мир [6, c, 6].
В современной исследовательской практике сложилась традиция противопоставлять неоплатонизм и христианство. Признавая несомненную связь между Плотином, Проклом, Ямвлихом и др., с одной стороны, и богословием Византии и дальше – римско-католической и православной церкви, с другой, исследователи часто понимают христианскую доктрину как преодоление неоплатонизма, подчеркивая языческую, нехристианскую, сущность последнего [5; 6].
Например, Иларион (Алфеев): «Существует ошибочное представление о том, что для христианства существует пренебрежительное отношение к телу и плоти. На самом деле такое отношение было характерно для платонической и неоплатонической традиции, к которой христианство подходило...
Актуальность темы.
Некоторые исследователи (Зеньковский В. и др.) полагают, что христианский мир унаследовал от античности идею философии как системы, обнимающей все формы мыслительной работы, все сферы духовной жизни. Но сама античная философия — как это было много раз показано — была в то же время и своеобразным богословием, конечно, соответственно религиозному сознанию античности. В свое время она выросла из мифологем, созданных религиозным сознанием, да и закончилась у Плотина и его последователей построениями, в которых философские идеи неотделимы от богословия. Но для христианского сознания, религиозный мир которого был глубоко отличен от античной религиозности, построения античности были только философией, можно сказать «чистой философией», построением «чистого разума». Раннее христианство было к тому же невосприимчиво к религиозному содержанию античной мысли и лишь постепенно, используя ее построения в апологетических целях, приобщалось к богословской стороне ее. В известном смысле и ныне мы еще недостаточно чувствуем религиозную сторону в античной философии, а отчасти и не хотим ее чувствовать: ведь идея «чистой философии» есть излюбленная фикция у мыслителей Нового времени, которые нередко переносят эту фикцию и в античный мир [6, c, 6].
В современной исследовательской практике сложилась традиция противопоставлять неоплатонизм и христианство. Признавая несомненную связь между Плотином, Проклом, Ямвлихом и др., с одной стороны, и богословием Византии и дальше – римско-католической и православной церкви, с другой, исследователи часто понимают христианскую доктрину как преодоление неоплатонизма, подчеркивая языческую, нехристианскую, сущность последнего [5; 6].
Например, Иларион (Алфеев): «Существует ошибочное представление о том, что для христианства существует пренебрежительное отношение к телу и плоти. На самом деле такое отношение было характерно для платонической и неоплатонической традиции, к которой христианство подходило...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате изучения литературы по теме были сделаны выводы:
1) неоплатонизм:
представляет собой завершающий период в истории античного платонизма и античной философии в целом, который вобрал в себя наиболее яркие идеи своего времени,– это философско-мистическое направление античной мысли, синтез идей Платона с добавлением логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону;
основные принципы неоплатонизма следующие:
триединство Единое −Ум − Душа;
первичность духа над материей;
мистически-интуитивное познание высшего;
большое внимание к духовным практикам.
2) христианство:
будучи по своей сути философской и идеологической систе-мой, развивалось в рамках эллинской философской системы, впитав в себя многие черты древнегреческой философии, в частности, неоплатонизма, а именно:
первичность духа по отношению к материи,
триединство духа, души и тела,
большое внимание к иррациональным методам по-знания мира и бога,
необходимость воссоединения с высшей сущностью;
христианство ввиду своей религиозной сути обладает и рядом специфических, отличных от древнегреческой философии, в частности, неоплатонизма, черт, а именно:
признание слабости и греховности человеческой на-туры, с одной стороны,
признание богоподобной («по образу и подобию Бога») ипостаси человека, с другой,
широкая культивация идеи спасения через Христа и принятие Его учения,
необходимость соборности, т.е. коллективного спасения, чего в принципе не предполагает философская система и проч., и проч.
3) неоплатонизм и христианство:
существует теснейшая связь между неоплатонизмом и христианством, которая выражается в схожести сущностных черт обеих философских систем (признание единого высшего (божественного) начала, наличие триады Единое – Ум – Душа, иррациональное познание и проч.),
на современном...
В результате изучения литературы по теме были сделаны выводы:
1) неоплатонизм:
представляет собой завершающий период в истории античного платонизма и античной философии в целом, который вобрал в себя наиболее яркие идеи своего времени,– это философско-мистическое направление античной мысли, синтез идей Платона с добавлением логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону;
основные принципы неоплатонизма следующие:
триединство Единое −Ум − Душа;
первичность духа над материей;
мистически-интуитивное познание высшего;
большое внимание к духовным практикам.
2) христианство:
будучи по своей сути философской и идеологической систе-мой, развивалось в рамках эллинской философской системы, впитав в себя многие черты древнегреческой философии, в частности, неоплатонизма, а именно:
первичность духа по отношению к материи,
триединство духа, души и тела,
большое внимание к иррациональным методам по-знания мира и бога,
необходимость воссоединения с высшей сущностью;
христианство ввиду своей религиозной сути обладает и рядом специфических, отличных от древнегреческой философии, в частности, неоплатонизма, черт, а именно:
признание слабости и греховности человеческой на-туры, с одной стороны,
признание богоподобной («по образу и подобию Бога») ипостаси человека, с другой,
широкая культивация идеи спасения через Христа и принятие Его учения,
необходимость соборности, т.е. коллективного спасения, чего в принципе не предполагает философская система и проч., и проч.
3) неоплатонизм и христианство:
существует теснейшая связь между неоплатонизмом и христианством, которая выражается в схожести сущностных черт обеих философских систем (признание единого высшего (божественного) начала, наличие триады Единое – Ум – Душа, иррациональное познание и проч.),
на современном...
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.