Цицерон и римские юристы о публичном и частном праве
дипломные работы, Юриспруденция Объем работы: 61 стр. Год сдачи: 2013 Стоимость: 55 бел рублей (1774 рф рублей, 27.5 долларов) Просмотров: 569 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Заключение
Заказать работу
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ РИМСКОЕ ПРАВО: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 7
1.1 История становления и развития публичного и частного права 7
1.2 Политико-правовые взгляды в древнем Риме 15
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ ЦИЦЕРОНА И РИМСКИХ ЮРИСТОВ 25
2.1 Общая характеристика политико-правовых учений Цицерона и римских юристов 25
2.2 Специфика взглядов на публичное и частное право Цицерона и римских юристов 33
ГЛАВА 3 ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ ИДЕЙ РИМСКОГО ПРАВА В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ 40
3.1 Влияние политико-правовых учений Цицерона и римских юристов на последующие политико-правовые теории Европы (до 19 века включительно) 40
3.2 Значение политико-правовых взглядов римских юристов для политико-правовых теорий современности (Европа 20-21 века) 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ РИМСКОЕ ПРАВО: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 7
1.1 История становления и развития публичного и частного права 7
1.2 Политико-правовые взгляды в древнем Риме 15
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ ЦИЦЕРОНА И РИМСКИХ ЮРИСТОВ 25
2.1 Общая характеристика политико-правовых учений Цицерона и римских юристов 25
2.2 Специфика взглядов на публичное и частное право Цицерона и римских юристов 33
ГЛАВА 3 ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ ИДЕЙ РИМСКОГО ПРАВА В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ 40
3.1 Влияние политико-правовых учений Цицерона и римских юристов на последующие политико-правовые теории Европы (до 19 века включительно) 40
3.2 Значение политико-правовых взглядов римских юристов для политико-правовых теорий современности (Европа 20-21 века) 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ВВЕДЕНИЕ
Марк Туллий Цицерон (106 - 43 до н.э.) - знаменитый оратор, государственный деятель и писатель из сословия всадников. Виднейший идеолог римской аристократии в период Республики. В судебной практике и юриспруденции Рима в классический период было выработано деление права на публичное и частное. Это деление, отразившее присущее любому цивилизованному обществу противоречие между частным и общественным интересом, оставило глубокий след в последующей истории права.
В последние десятилетия – время формирования новой системы права Республики Беларусь и выделения в ней публично-правовой и частноправовой сферы – в отечественной юриспруденции особое внимание стало уделяться теоретическому осмыслению проблемы деления права на публичное и частное. Эта проблема не ограничивается рамками научных исследований: она имеет важное практическое значение, которое в настоящее время еще более возросло, поскольку для формирования системы нормативно-правового регулирования, отражающей новую общественную технологию взаимоотношений государства, экономики и общества, необходима тщательно отработанная теоретическая концепция, главная трудность создания которой – это решение проблемы соотношения публичного и частного права. В связи с тем, что в отечественной и зарубежной юридической науке до сих пор дискуссионными являются вопросы о критериях разделения права на публичное и частное, которое берет начало в римском праве, интересно вновь обратиться ad fontem («к источнику») и попытаться определить, какое значение придавалось дуализму права самой римской юриспруденцией.
...
Марк Туллий Цицерон (106 - 43 до н.э.) - знаменитый оратор, государственный деятель и писатель из сословия всадников. Виднейший идеолог римской аристократии в период Республики. В судебной практике и юриспруденции Рима в классический период было выработано деление права на публичное и частное. Это деление, отразившее присущее любому цивилизованному обществу противоречие между частным и общественным интересом, оставило глубокий след в последующей истории права.
В последние десятилетия – время формирования новой системы права Республики Беларусь и выделения в ней публично-правовой и частноправовой сферы – в отечественной юриспруденции особое внимание стало уделяться теоретическому осмыслению проблемы деления права на публичное и частное. Эта проблема не ограничивается рамками научных исследований: она имеет важное практическое значение, которое в настоящее время еще более возросло, поскольку для формирования системы нормативно-правового регулирования, отражающей новую общественную технологию взаимоотношений государства, экономики и общества, необходима тщательно отработанная теоретическая концепция, главная трудность создания которой – это решение проблемы соотношения публичного и частного права. В связи с тем, что в отечественной и зарубежной юридической науке до сих пор дискуссионными являются вопросы о критериях разделения права на публичное и частное, которое берет начало в римском праве, интересно вновь обратиться ad fontem («к источнику») и попытаться определить, какое значение придавалось дуализму права самой римской юриспруденцией.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования были получены следующие выводы.
Правовая теория Цицерона базировалась на апелляции к природе, к ее разуму и законам. В основе права лежит присущая природе справедливость. Природе присущи разум и определенный порядок. Именно это ее духовное свойство и является подлинным источником и носителем естественного права. Естественное право, истинный закон - это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей... отменить его невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем. Бог - создатель, судья, автор закона. Основной принцип естественного права - справедливость, "она воздает каждому свое". Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность.
Естественное право (высший, истинный закон), по Цицерону, возникло "раньше, чем какой бы то ни было писаный закон". Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления (писаные законы, политические учреждения) соответствовали справедливости и праву. Законы, принимаемые в государстве, должны соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. Для укрепления божественного авторитета закон должен иметь преамбулу (введение). При этом "под действие закона должны подпадать все".
Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы.
Писаное право Цицерон делит на частное и публичное. Так называемое международное право (право народов) трактуется им как часть положительного права разных народов и как часть естественного права международного права (т.е. как международное естественное право). Он был сторонником соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами. Проводя различие между справедливыми и...
В результате проведенного исследования были получены следующие выводы.
Правовая теория Цицерона базировалась на апелляции к природе, к ее разуму и законам. В основе права лежит присущая природе справедливость. Природе присущи разум и определенный порядок. Именно это ее духовное свойство и является подлинным источником и носителем естественного права. Естественное право, истинный закон - это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей... отменить его невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем. Бог - создатель, судья, автор закона. Основной принцип естественного права - справедливость, "она воздает каждому свое". Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность.
Естественное право (высший, истинный закон), по Цицерону, возникло "раньше, чем какой бы то ни было писаный закон". Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления (писаные законы, политические учреждения) соответствовали справедливости и праву. Законы, принимаемые в государстве, должны соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. Для укрепления божественного авторитета закон должен иметь преамбулу (введение). При этом "под действие закона должны подпадать все".
Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы.
Писаное право Цицерон делит на частное и публичное. Так называемое международное право (право народов) трактуется им как часть положительного права разных народов и как часть естественного права международного права (т.е. как международное естественное право). Он был сторонником соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами. Проводя различие между справедливыми и...
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.