Особенности культурного и цивилизационного прогресса
дипломные работы, Культурология Объем работы: 72 стр. Год сдачи: 2013 Стоимость: 50 бел рублей (1613 рф рублей, 25 долларов) Просмотров: 517 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Заключение
Заказать работу
Введение…………………………………………………………………………...…4
1. Теоретические основания общественного или
культурно-цивилизационного прогресса………………………………………......6
1.1. Понятие прогресса и его признаки………………………………………….…6
1.2. Теоретико-методологические основания культурного прогресса
и его критерии………………………………………………………………………..9
1.3. Критерии и признаки цивилизационного прогресса………………………...29
2. Взаимосвязь культурного и цивилизационного прогресса…………………...35
2.1. Соотношение культуры и цивилизации. техногенная цивилизация……….35
2.2. Влияние культуры на цивилизационный прогресс………………………….39
2.3. Цивилизационные условия развития культуры……………………………...54
Заключение………………………………………………………………………….67
Список использованных источников……………………………………………...70
1. Теоретические основания общественного или
культурно-цивилизационного прогресса………………………………………......6
1.1. Понятие прогресса и его признаки………………………………………….…6
1.2. Теоретико-методологические основания культурного прогресса
и его критерии………………………………………………………………………..9
1.3. Критерии и признаки цивилизационного прогресса………………………...29
2. Взаимосвязь культурного и цивилизационного прогресса…………………...35
2.1. Соотношение культуры и цивилизации. техногенная цивилизация……….35
2.2. Влияние культуры на цивилизационный прогресс………………………….39
2.3. Цивилизационные условия развития культуры……………………………...54
Заключение………………………………………………………………………….67
Список использованных источников……………………………………………...70
Идея о том, что человечество развивается по пути всё большего культурного и социального прогресса, появляется в Эпоху Просвещения (правда, у Вольтера и Монтескье она еще отсутствует, а популярна стала у поздних просветителей). Первым, кто изложил последовательную теорию прогресса, был аббат Сен-Пьер в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» (1737). Великая французская философия истории второй половины XVIII века, начавшаяся с «Рассуждений о последовательном прогрессе человеческого разума» Тюрго (1750) и увенчавшаяся «Очерками исторической картины прогресса человеческого разума» Кондорсе (1794) вписывается в идейную предысторию позитивизма. При этом сторонник просвещенного деспотизма Тюрго сохраняет веру в провидение Божье как источник общего хода истории, тогда как в трудах его антиклерикально настроенного ученика Кондорсе вступил в силу чистый естественный закон прогресса, который, как с определенной осторожностью заметил автор, «почти так же надежен, как и закон природы».
Однако понятие прогресса подвергается критике уже с начала XIX века. С точки зрения историзма, прогресс — это «секуляризованная христианская эсхатология, идея универсальной, достигаемой всем человечеством конечной цели, которая перемещена из сферы чудес и трансцендентности в сферу естественного объяснения имманентности» (Фридрих Мейнеке). После Второй мировой войны, некоторые влиятельные мыслители, например Теодор Адорно, выражают сомнения в реальности социального прогресса. И. Р. Шафаревич критикует понятие "прогресса" как термина, присущего исключительно западной цивилизации.
Американский физик Джонатан Хюбнер считает, что уровень инноваций достиг максимума в 1873 г., и с тех пор постоянно снижается. По его мнению, сегодняшний уровень инноваций (7 важных технических изобретений на миллиард человек в год) примерно равен показателю 1600 г., а к 2024 г. он упадет до уровня "Темных веков", наступивших после падения Римской империи.
Хюбнер называет две возможные...
Однако понятие прогресса подвергается критике уже с начала XIX века. С точки зрения историзма, прогресс — это «секуляризованная христианская эсхатология, идея универсальной, достигаемой всем человечеством конечной цели, которая перемещена из сферы чудес и трансцендентности в сферу естественного объяснения имманентности» (Фридрих Мейнеке). После Второй мировой войны, некоторые влиятельные мыслители, например Теодор Адорно, выражают сомнения в реальности социального прогресса. И. Р. Шафаревич критикует понятие "прогресса" как термина, присущего исключительно западной цивилизации.
Американский физик Джонатан Хюбнер считает, что уровень инноваций достиг максимума в 1873 г., и с тех пор постоянно снижается. По его мнению, сегодняшний уровень инноваций (7 важных технических изобретений на миллиард человек в год) примерно равен показателю 1600 г., а к 2024 г. он упадет до уровня "Темных веков", наступивших после падения Римской империи.
Хюбнер называет две возможные...
Культурный прогресс человечества занимает особое место в структуре философского знания. Многоаспектность прогресса (онтологический, аксиологический, прогностический, этимологический, экономический, нравственный, эстетический, религиозный, экологический, космологический и т. п.) выдвигает его в самостоятельный комплексный предмет философской рефлексии. Философия выступает как рефлексия, направленная на раскрытие «сущностных сил» как человека и человечества, так и отдельных цивилизаций, социально-экономических систем и социальных институтов.
Землю сегодня населяют более пяти миллиардов человек, тысячи народов, имеются почти двести государств с их многообразием социально-политических и экономических укладов жизни, с их различными религиями и понятиями о культурных ценностях. Но если абстрагироваться от некоторых уникальных, присущих только данным обществам черт, то можно утверждать, что человечество сегодня, как и несколько столетий назад, представлено двумя типами цивилизаций. Первая - это традиционная восточная цивилизация. Вторая - западная либеральная цивилизация. У каждой из них свой тип воспроизводства культурных и материальных ценностей.
Современный мир стремится идти и идет к объединению. Конец двадцатого века показал, что народы не могут жить без культурных связей друг с другом, иначе каждому из них будет духовно одиноко.
Наступает новая эпоха, когда начинает доминировать и господствовать сознание, что все нации и народы принадлежат к одной семье, исчезают причины, парализовавшие народы и заставлявшие их относиться друг к другу с подозрением и недоверием. Во взаимоотношения друг с другом вступают не только люди: идет диалог культур, диалог цивилизаций. Этот диалог способствует тому, чтобы сделать достижением всего человечества достижения этих культур и цивилизаций.
Землю сегодня населяют более пяти миллиардов человек, тысячи народов, имеются почти двести государств с их многообразием социально-политических и экономических укладов жизни, с их различными религиями и понятиями о культурных ценностях. Но если абстрагироваться от некоторых уникальных, присущих только данным обществам черт, то можно утверждать, что человечество сегодня, как и несколько столетий назад, представлено двумя типами цивилизаций. Первая - это традиционная восточная цивилизация. Вторая - западная либеральная цивилизация. У каждой из них свой тип воспроизводства культурных и материальных ценностей.
Современный мир стремится идти и идет к объединению. Конец двадцатого века показал, что народы не могут жить без культурных связей друг с другом, иначе каждому из них будет духовно одиноко.
Наступает новая эпоха, когда начинает доминировать и господствовать сознание, что все нации и народы принадлежат к одной семье, исчезают причины, парализовавшие народы и заставлявшие их относиться друг к другу с подозрением и недоверием. Во взаимоотношения друг с другом вступают не только люди: идет диалог культур, диалог цивилизаций. Этот диалог способствует тому, чтобы сделать достижением всего человечества достижения этих культур и цивилизаций.
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.