Неоэволюционизм в социологии религии
курсовые работы, Социология Объем работы: 29 стр. Год сдачи: 2013 Стоимость: 20 бел рублей (645 рф рублей, 10 долларов) Просмотров: 646 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Заключение
Заказать работу
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5
ГЛАВА 2 РЕЛИГИЯ И ИДЕИ НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМА В ТРУДАХ Т. ПАРСОНСА 11
ГЛАВА 3 РОБЕРТ БЕЛЛА КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМА 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5
ГЛАВА 2 РЕЛИГИЯ И ИДЕИ НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМА В ТРУДАХ Т. ПАРСОНСА 11
ГЛАВА 3 РОБЕРТ БЕЛЛА КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМА 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ВВЕДЕНИЕ
В социологии религии сложились и существуют сегодня несколько более или менее равноценных и взаимодополняющих друг друга направлений, В основе каждого из них лежит то или иное общее представление о характере социологической реальности и исходном принципе ее объяснения. В наше время роль религии в обществе резко возрастает. Сейчас еще трудно сколько-нибудь определенно охарактеризовать изменения, которые в современном мире претерпевают структура и социальные функции религии; настолько эти изменения кардинальны и настолько непохожей делают они религию по сравнению с привычными ее формами, что возникает сомнение - с религией ли по-прежнему мы имеем дело. Переосмысление опыта эволюционизма, направленное на решение проблемы изучения культуры на обобщающем уровне, было предпринято в рамках неоэволюционизма.
Неоэволюционизм можно определить именно как течение, так как в нем нельзя выделить основоположника, определившего ключевые идеи и основные методы. Область теории, методологии и исследовательских подходов в рамках неоэволюционизма представляет собой исключительное разнообразие. Позиция неоэволюционизма интересна еще и тем, что он имел возможность пересмотреть и переосмыслить не только наследие эволюционизма XIX в., но и других школ и течений, которые начали бурно развиваться в начале XX в. и сосуществовали с ним. Благодаря этому неоэволюционизм сумел существенно обогатить свою методологическую базу. Представители данного течения могли критически осмыслить достижения структурализма и функционализма с тем, чтобы пересмотреть и свои теоретические построения.
Все вышеизложенное, на наш взгляд, позволяет говорить об актуальности темы данной работы.
Объект исследования – теории неоэволюционизма.
Предмет исследования – особенности неоэволюционизма в социологии религии.
Цель исследования: выявить специфику неоэволюционизма в социологии религии. Для достижения поставленной цели в ходе работы предстоит решить следующие задачи:
– охарактеризовать сущность...
В социологии религии сложились и существуют сегодня несколько более или менее равноценных и взаимодополняющих друг друга направлений, В основе каждого из них лежит то или иное общее представление о характере социологической реальности и исходном принципе ее объяснения. В наше время роль религии в обществе резко возрастает. Сейчас еще трудно сколько-нибудь определенно охарактеризовать изменения, которые в современном мире претерпевают структура и социальные функции религии; настолько эти изменения кардинальны и настолько непохожей делают они религию по сравнению с привычными ее формами, что возникает сомнение - с религией ли по-прежнему мы имеем дело. Переосмысление опыта эволюционизма, направленное на решение проблемы изучения культуры на обобщающем уровне, было предпринято в рамках неоэволюционизма.
Неоэволюционизм можно определить именно как течение, так как в нем нельзя выделить основоположника, определившего ключевые идеи и основные методы. Область теории, методологии и исследовательских подходов в рамках неоэволюционизма представляет собой исключительное разнообразие. Позиция неоэволюционизма интересна еще и тем, что он имел возможность пересмотреть и переосмыслить не только наследие эволюционизма XIX в., но и других школ и течений, которые начали бурно развиваться в начале XX в. и сосуществовали с ним. Благодаря этому неоэволюционизм сумел существенно обогатить свою методологическую базу. Представители данного течения могли критически осмыслить достижения структурализма и функционализма с тем, чтобы пересмотреть и свои теоретические построения.
Все вышеизложенное, на наш взгляд, позволяет говорить об актуальности темы данной работы.
Объект исследования – теории неоэволюционизма.
Предмет исследования – особенности неоэволюционизма в социологии религии.
Цель исследования: выявить специфику неоэволюционизма в социологии религии. Для достижения поставленной цели в ходе работы предстоит решить следующие задачи:
– охарактеризовать сущность...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования были получены следующие выводы.
Представители неоэволюционизма рассматривали социальные изменения в соответствии с принципами эволюционной теории. Но вместе с тем они пытались преодолеть недостатки классического эволюционизма. Неоэволюционисты искали новые основания, пытаясь опереться не на философию или историю, а на конкретные эмпирические дисциплины, которые имеют дело с социальными изменениями, в частности на палеонтологию, археологию, культурную антропологию, этнологию и историографию. Эти отрасли знания расцвели в XX в., и неоэволюционизм решил воспользоваться их достижениями. Эволюция - не миф, заявляют представители неоэволюционизма, поскольку она подтверждается реальностью. Но изучать ее нужно не при помощи умозрительных спекуляций, а научными методами с учетом серьезной критики в адрес классического эволюционизма, с использованием последних достижений общественных дисциплин, включая социологию.
Наиболее заметное выражение неоэволюционизм получил в работах представителя структурного функционализма Т. Парсонса. В своей критике прежнего эволюционизма он утверждал, что эволюция не является однолинейной, а идет одновременно во многих направлениях и включает в себя целый ряд стадий в общем эволюционном процессе от первобытного к современному обществу. Заключительная стадия социальной эволюции ¬ развитой индустриализм, который является «концом» эволюционного процесса.
В этой связи у Парсонса наблюдается тенденция рассматривать собственное общество (США) в качестве самого современного и прогрессивного, ибо оно в большей степени, чем все другие, способно, по его мнению, к адаптации, которая и является одним из основных механизмов социальной эволюции. Всего же он выделяет четыре таких механизма эволюции:
1)дифференциация ¬ усложнение социальной структуры;
2)адаптация ¬ новый способ соотнесения социальной системы с окружающей средой при использовании ее ресурсов. В обществе в целом функции адаптации...
В результате проведенного исследования были получены следующие выводы.
Представители неоэволюционизма рассматривали социальные изменения в соответствии с принципами эволюционной теории. Но вместе с тем они пытались преодолеть недостатки классического эволюционизма. Неоэволюционисты искали новые основания, пытаясь опереться не на философию или историю, а на конкретные эмпирические дисциплины, которые имеют дело с социальными изменениями, в частности на палеонтологию, археологию, культурную антропологию, этнологию и историографию. Эти отрасли знания расцвели в XX в., и неоэволюционизм решил воспользоваться их достижениями. Эволюция - не миф, заявляют представители неоэволюционизма, поскольку она подтверждается реальностью. Но изучать ее нужно не при помощи умозрительных спекуляций, а научными методами с учетом серьезной критики в адрес классического эволюционизма, с использованием последних достижений общественных дисциплин, включая социологию.
Наиболее заметное выражение неоэволюционизм получил в работах представителя структурного функционализма Т. Парсонса. В своей критике прежнего эволюционизма он утверждал, что эволюция не является однолинейной, а идет одновременно во многих направлениях и включает в себя целый ряд стадий в общем эволюционном процессе от первобытного к современному обществу. Заключительная стадия социальной эволюции ¬ развитой индустриализм, который является «концом» эволюционного процесса.
В этой связи у Парсонса наблюдается тенденция рассматривать собственное общество (США) в качестве самого современного и прогрессивного, ибо оно в большей степени, чем все другие, способно, по его мнению, к адаптации, которая и является одним из основных механизмов социальной эволюции. Всего же он выделяет четыре таких механизма эволюции:
1)дифференциация ¬ усложнение социальной структуры;
2)адаптация ¬ новый способ соотнесения социальной системы с окружающей средой при использовании ее ресурсов. В обществе в целом функции адаптации...
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.