Неолитическая революция и ее влияние на развитие древнего общества
рефераты, История Объем работы: 18 стр. Год сдачи: 2010 Стоимость: 9 бел рублей (290 рф рублей, 4.5 долларов) Просмотров: 1225 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Заключение
Заказать работу
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… 3
Теории причинности появления земледелия…………………….. 4
Значение неолитической революции……………………………... 9
Неолитическая революция на территории Беларуси……………. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….. 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………… 18
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… 3
Теории причинности появления земледелия…………………….. 4
Значение неолитической революции……………………………... 9
Неолитическая революция на территории Беларуси……………. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….. 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………… 18
ВВЕДЕНИЕ
В развитии человека, общества и его культуры исследователи выделяют два культурных этапа [3, с.68].
Первый связан с культурой «присваивающего хозяйства» или культурой присвоения и продолжается до ХI-Х тысячелетия до н. э.
Второй этап образует культура «производящего хозяйства», культура производства, и именно эта культура определяет общественное развитие вплоть до современности.
Переход от культуры присвоения к культуре производства получил название «неолитическая революция». В. Г. Чайльд считал, что переход от охоты, собирательства и рыболовства, которые характерны для культуры присвоения, к земледелию и скотоводству, - видам деятельности, составляющим культуру производства, происходит относительно быстро. Он сопровождается переходом к осёдлости, появлению первых поселений, архитектуры и т. д., то есть к обогащению культуры на основе регулярно получаемого избыточного продукта.
Современные исследования процессов перехода к культуре производства отмечают, что этот процесс вызревал ещё в недрах старой культуры, он происходил постепенно, проходя ряд промежуточных этапов. Так, на первом этапе человек в основном пытается ещё не преобразовать природу, а сохранить её, законсервировать, добиться гармонии в отношениях с природой. Оказавшись в благоприятных условиях, культура присвоения подчас сохранялась вплоть до ХХ века. Но чаще всего человек вынужден был искать новые пути взаимодействия с природой, преобразовывать её для производства в соответствии со своими потребностями, умениями, интересами. Это привёло к появлению земледелия из собирательства.
В развитии человека, общества и его культуры исследователи выделяют два культурных этапа [3, с.68].
Первый связан с культурой «присваивающего хозяйства» или культурой присвоения и продолжается до ХI-Х тысячелетия до н. э.
Второй этап образует культура «производящего хозяйства», культура производства, и именно эта культура определяет общественное развитие вплоть до современности.
Переход от культуры присвоения к культуре производства получил название «неолитическая революция». В. Г. Чайльд считал, что переход от охоты, собирательства и рыболовства, которые характерны для культуры присвоения, к земледелию и скотоводству, - видам деятельности, составляющим культуру производства, происходит относительно быстро. Он сопровождается переходом к осёдлости, появлению первых поселений, архитектуры и т. д., то есть к обогащению культуры на основе регулярно получаемого избыточного продукта.
Современные исследования процессов перехода к культуре производства отмечают, что этот процесс вызревал ещё в недрах старой культуры, он происходил постепенно, проходя ряд промежуточных этапов. Так, на первом этапе человек в основном пытается ещё не преобразовать природу, а сохранить её, законсервировать, добиться гармонии в отношениях с природой. Оказавшись в благоприятных условиях, культура присвоения подчас сохранялась вплоть до ХХ века. Но чаще всего человек вынужден был искать новые пути взаимодействия с природой, преобразовывать её для производства в соответствии со своими потребностями, умениями, интересами. Это привёло к появлению земледелия из собирательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Неолитическая революция и переход к производящей экономике обеспечили не просто выживание людей, но и создание регулярного производства продуктов питания и иных предметов, необходимых для удовлетворения потребностей коллектива. Это подготовило переход к оседлому образу жизни и к установлению контроля семейно-клановых групп над определенной территорией. Таким образом, ранняя родовая община потребителей (охотников, собирателей, рыболовов) сменяется более прочными, численно разросшимися, как правило, связанными с определенной территорией общинами производителей. Такая система семейно-родовых групп представляла собой более развитую форму социальной организации, основанную на сравнительно устойчивых системах самоуправления и саморегуляции.
В семейно-клановой общине складывалась строго фиксированная система труда, распределения пищи и брачно-семейных отношений. В ней получили дальнейшее развитие принципы равенства, эгалитарности и эквивалентности.
Это не исключало того, что по мере роста производства распределение добычи и потребление пищи осуществлялись с учетом ролевых функций (по принципу пола, возраста и т.д.). На определенные преимущества в семейно-клановом коллективе (в родовой общине) мог претендовать и лидер группы, особенно если он успешно осуществлял властноуправленческие функции и обеспечивал надежное существование группы. По принципу эквивалентного внутригруппового обмена лидер получал в таком случае безусловную поддержку членов группы, которые за предоставленные им от вождя блага признавали его авторитет и власть.
В период неолитической революции на территории Беларуси появилось производство керамики (изготовление глиняной посуды), а затем начался постепенный переход от потребляющего к производящему хозяйству — земледелию и животноводству.
Неолитическая революция и переход к производящей экономике обеспечили не просто выживание людей, но и создание регулярного производства продуктов питания и иных предметов, необходимых для удовлетворения потребностей коллектива. Это подготовило переход к оседлому образу жизни и к установлению контроля семейно-клановых групп над определенной территорией. Таким образом, ранняя родовая община потребителей (охотников, собирателей, рыболовов) сменяется более прочными, численно разросшимися, как правило, связанными с определенной территорией общинами производителей. Такая система семейно-родовых групп представляла собой более развитую форму социальной организации, основанную на сравнительно устойчивых системах самоуправления и саморегуляции.
В семейно-клановой общине складывалась строго фиксированная система труда, распределения пищи и брачно-семейных отношений. В ней получили дальнейшее развитие принципы равенства, эгалитарности и эквивалентности.
Это не исключало того, что по мере роста производства распределение добычи и потребление пищи осуществлялись с учетом ролевых функций (по принципу пола, возраста и т.д.). На определенные преимущества в семейно-клановом коллективе (в родовой общине) мог претендовать и лидер группы, особенно если он успешно осуществлял властноуправленческие функции и обеспечивал надежное существование группы. По принципу эквивалентного внутригруппового обмена лидер получал в таком случае безусловную поддержку членов группы, которые за предоставленные им от вождя блага признавали его авторитет и власть.
В период неолитической революции на территории Беларуси появилось производство керамики (изготовление глиняной посуды), а затем начался постепенный переход от потребляющего к производящему хозяйству — земледелию и животноводству.
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.