Гештальтпсихология
курсовые работы, Психология Объем работы: 27 стр. Год сдачи: 2014 Стоимость: 20 бел рублей (645 рф рублей, 10 долларов) Просмотров: 251 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Заключение
Заказать работу
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1 Возникновение и развитие гештальтпсихологии 5
1.1 История возникновения гештальтпсихологии 5
1.2 Основные идеи гештальтпсихологии 9
Глава 2 Основные идеи и факты гештальт-психологии 13
2.1 Исследования процесса познания. Работы М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки 13
2.2 Динамическая теория личности и группы К. Левина 21
Заключение 24
Список использованной литературы 27
Введение 3
Глава 1 Возникновение и развитие гештальтпсихологии 5
1.1 История возникновения гештальтпсихологии 5
1.2 Основные идеи гештальтпсихологии 9
Глава 2 Основные идеи и факты гештальт-психологии 13
2.1 Исследования процесса познания. Работы М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки 13
2.2 Динамическая теория личности и группы К. Левина 21
Заключение 24
Список использованной литературы 27
ВВЕДЕНИЕ
Гештальтпсихология (от нем. Gestalt — образ, структура) — одно из наиболее влиятельных и интересных направлений периода открытого кризиса. Явилось реакцией против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии, ее главного тезиса: «все психические факты (и не только в восприятии) состоят из несвязных инертных атомов, и единственный фактор, который комбинирует эти атомы и таким образом вызывает действие — это ассоциации, образующиеся под влиянием смежности».
Гештальтпсихология явилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецко-язычной (немецкой и австрийской) психологии, а также философии конца XIX — начала XX в. Понятие «гештальт» было введено X. Эренфельсом в статье «О качестве формы» в 1890 г. при исследовании восприятий. Непосредственным поводом для исследования Эренфельса послужили некоторые замечания Э. Маха о восприятии мелодий и геометрических форм: по Маху, ощущение мелодии или звуковой формы в известной мере независимо от ощущений отдельных звуков, поскольку сохраняется при изменении последних в случае транспонирования мелодии в другую тональность, как будто бы оно само было таким же простым и неразложимым элементом, как и элементарное ощущение. Этот факт Эренфельс поверг специальному анализу. Он выделил специфический признак гештальта — свойство транспозиции (переноса): мелодия остается той же самой при переводе ее из одной тональности в другую; гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения, окраски составляющих его элементов и т. п. Однако Эренфельс не развил теории гештальта и остался на позициях ассоцианизма...
Гештальтпсихология (от нем. Gestalt — образ, структура) — одно из наиболее влиятельных и интересных направлений периода открытого кризиса. Явилось реакцией против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии, ее главного тезиса: «все психические факты (и не только в восприятии) состоят из несвязных инертных атомов, и единственный фактор, который комбинирует эти атомы и таким образом вызывает действие — это ассоциации, образующиеся под влиянием смежности».
Гештальтпсихология явилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецко-язычной (немецкой и австрийской) психологии, а также философии конца XIX — начала XX в. Понятие «гештальт» было введено X. Эренфельсом в статье «О качестве формы» в 1890 г. при исследовании восприятий. Непосредственным поводом для исследования Эренфельса послужили некоторые замечания Э. Маха о восприятии мелодий и геометрических форм: по Маху, ощущение мелодии или звуковой формы в известной мере независимо от ощущений отдельных звуков, поскольку сохраняется при изменении последних в случае транспонирования мелодии в другую тональность, как будто бы оно само было таким же простым и неразложимым элементом, как и элементарное ощущение. Этот факт Эренфельс поверг специальному анализу. Он выделил специфический признак гештальта — свойство транспозиции (переноса): мелодия остается той же самой при переводе ее из одной тональности в другую; гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения, окраски составляющих его элементов и т. п. Однако Эренфельс не развил теории гештальта и остался на позициях ассоцианизма...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, творческое мышление, согласно ученым, не только включает действия и операции субъекта, но представляет собой интимно-личностный процесс, непосредственно связанный с разрешением личностных конфликтов, имеющий сознательные и бессознательные фазы и протекающий на различных уровнях. Заметим, что фактически мышление, по ученому, включает в себя компоненты (хотя сам термин автор не использует). Вероятно, психология и перестала существовать как самостоятельное научное направление. Показательно, что сам ученый в последних работах причисляет себя к сторонникам когнитивной психологии. Заметим, кстати, что в книге Майера, другого представителя «гештальтпсихологии», опубликованной в 1970 г., излагаются результаты исследований процесса группового решения задач, что совершенно чуждо традициям в изучении мышления [18].
Изменения взглядов психологов на процесс мышления закономерны. Будучи в начале своего развития «чистым» направлением, не признававшим влияния «посторонних» факторов, гештальтпсихология столкнулась с существенными трудностями в объяснении избирательного и направленного течения мыслительного процесса. Собственный экспериментальный материал оказался значительно богаче исходных схем, что заставило вносить коррективы в концепции. Поворот к практике, в первую очередь к вопросам обучения, также обусловил изменение представлений о мышлении и его основных характеристиках. Направление эволюции представлений о мышлении свидетельствует, на наш взгляд, о тенденции к стихийной интеграции: к использованию комплексных описаний, предполагающих заимствования и тесное «взаимодействие», кооперацию, коммуникацию с другими исследовательскими подходами. Эта стихийная интеграция приводит к тому, что психологическая концепция выходит за рамки научной школы.
Гештальтпсихология пыталась преодолеть схематизм атомистической теории в трактовке психических процессов, открыть новые принципы и подходы к их изучению. Введенный ею структурный принцип в смысле нового...
Таким образом, творческое мышление, согласно ученым, не только включает действия и операции субъекта, но представляет собой интимно-личностный процесс, непосредственно связанный с разрешением личностных конфликтов, имеющий сознательные и бессознательные фазы и протекающий на различных уровнях. Заметим, что фактически мышление, по ученому, включает в себя компоненты (хотя сам термин автор не использует). Вероятно, психология и перестала существовать как самостоятельное научное направление. Показательно, что сам ученый в последних работах причисляет себя к сторонникам когнитивной психологии. Заметим, кстати, что в книге Майера, другого представителя «гештальтпсихологии», опубликованной в 1970 г., излагаются результаты исследований процесса группового решения задач, что совершенно чуждо традициям в изучении мышления [18].
Изменения взглядов психологов на процесс мышления закономерны. Будучи в начале своего развития «чистым» направлением, не признававшим влияния «посторонних» факторов, гештальтпсихология столкнулась с существенными трудностями в объяснении избирательного и направленного течения мыслительного процесса. Собственный экспериментальный материал оказался значительно богаче исходных схем, что заставило вносить коррективы в концепции. Поворот к практике, в первую очередь к вопросам обучения, также обусловил изменение представлений о мышлении и его основных характеристиках. Направление эволюции представлений о мышлении свидетельствует, на наш взгляд, о тенденции к стихийной интеграции: к использованию комплексных описаний, предполагающих заимствования и тесное «взаимодействие», кооперацию, коммуникацию с другими исследовательскими подходами. Эта стихийная интеграция приводит к тому, что психологическая концепция выходит за рамки научной школы.
Гештальтпсихология пыталась преодолеть схематизм атомистической теории в трактовке психических процессов, открыть новые принципы и подходы к их изучению. Введенный ею структурный принцип в смысле нового...
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.