Методология социального познания М.Вебера
дипломные работы, Политология Объем работы: 60 стр. Год сдачи: 2014 Стоимость: 50 бел рублей (1613 рф рублей, 25 долларов) Просмотров: 396 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Заключение
Заказать работу
Введение ……………………………………………………………….. 3
Глава 1 М.Вебер о специфике социально-гуманитарного познания … 6
1.1 Истоки веберского понимания специфики «наук о культуре» … 6
1.2 Закон и значение в контексте веберского понимания специфики социального познания ………………………………………………………… 12
Глава 2 Методологические аспекты концепции социального действия М. Вебера ………………………………………………………………………. 18
2.1 Понятие социального действия, его основные признаки, виды, субъект ………………………………………………………………………… 18
2.2 «Идеальный тип» как «средство ориентации» и познания ………. 23
2.3 Рационализация социального действия как тенденция исторического развития ………………………………………………………. 36
Глава 3 М. Вебер о проблеме общезначимости наук о культуре ……. 43
3.1 Понимание как методологический принцип социально-политического познания в учении М.Вебера ……………………………….. 43
3.2 «Отношение к ценности» и оценка в контексте веберовской интерпретации объективности социально-политического познания ………49
Заключение …………………………………………………………….. 55
Список использованных источников …………………………………. 57
Глава 1 М.Вебер о специфике социально-гуманитарного познания … 6
1.1 Истоки веберского понимания специфики «наук о культуре» … 6
1.2 Закон и значение в контексте веберского понимания специфики социального познания ………………………………………………………… 12
Глава 2 Методологические аспекты концепции социального действия М. Вебера ………………………………………………………………………. 18
2.1 Понятие социального действия, его основные признаки, виды, субъект ………………………………………………………………………… 18
2.2 «Идеальный тип» как «средство ориентации» и познания ………. 23
2.3 Рационализация социального действия как тенденция исторического развития ………………………………………………………. 36
Глава 3 М. Вебер о проблеме общезначимости наук о культуре ……. 43
3.1 Понимание как методологический принцип социально-политического познания в учении М.Вебера ……………………………….. 43
3.2 «Отношение к ценности» и оценка в контексте веберовской интерпретации объективности социально-политического познания ………49
Заключение …………………………………………………………….. 55
Список использованных источников …………………………………. 57
Макс Вебер (1864-1920) является одним из наиболее крупных ученых конца XIX — начала XX в., который оказал значительное влияние на развитие социологии. Он одинаково хорошо ориентировался в области политэкономии, права, социологии и философии, выступал как историк хозяйства, политических институтов и политических теорий, религии и науки, наконец, как логик и методолог, разработавший принципы познания социальных наук.
На формирование его взглядов большое влияние оказала общественно-политическая ситуация в Германии, сложившаяся в последней четверти XIX в., а также состояние таких наук, как политическая экономия, история и социальная философия. В это время в Германии происходила борьба между немецким юнкерством, которое было связано с крупным землевладением, и крепнущей буржуазией, которая стремилась к политической самостоятельности. В это де время на исторической арене появился и пролетариат. Немецкой буржуазии пришлось выступать против консервативно-охранительной тенденции крупных латифундистов, с одной стороны, и против социал-демократии — с другой. Это определило двойственный характер немецкой буржуазии, ее политическую нерешительность и противоречивость позиции ее теоретиков. Именно к ним принадлежал Макс Вебер. Он был буржуазным либералом, и его взгляды были характерными для немецкого либерализма XIX в.
В Гейдельбергском университете Вебер изучал юриспруденцию. Однако его интересы не ограничивались одной этой областью: в студенческие годы он еще занимался политэкономией и экономической историей. Да и занятия Вебера юриспруденцией носили исторический характер. Это определялось влиянием так называемой «исторической школы», которая господствовала в немецкой политэкономии последней четверти прошлого века.
Первые работы Вебера — «К истории торговых обществ в средние века» (1889), «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права» (1891; русский перевод: «Аграрная история древнего мира», 1923), — сразу поставили его в ряд крупнейших...
На формирование его взглядов большое влияние оказала общественно-политическая ситуация в Германии, сложившаяся в последней четверти XIX в., а также состояние таких наук, как политическая экономия, история и социальная философия. В это время в Германии происходила борьба между немецким юнкерством, которое было связано с крупным землевладением, и крепнущей буржуазией, которая стремилась к политической самостоятельности. В это де время на исторической арене появился и пролетариат. Немецкой буржуазии пришлось выступать против консервативно-охранительной тенденции крупных латифундистов, с одной стороны, и против социал-демократии — с другой. Это определило двойственный характер немецкой буржуазии, ее политическую нерешительность и противоречивость позиции ее теоретиков. Именно к ним принадлежал Макс Вебер. Он был буржуазным либералом, и его взгляды были характерными для немецкого либерализма XIX в.
В Гейдельбергском университете Вебер изучал юриспруденцию. Однако его интересы не ограничивались одной этой областью: в студенческие годы он еще занимался политэкономией и экономической историей. Да и занятия Вебера юриспруденцией носили исторический характер. Это определялось влиянием так называемой «исторической школы», которая господствовала в немецкой политэкономии последней четверти прошлого века.
Первые работы Вебера — «К истории торговых обществ в средние века» (1889), «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права» (1891; русский перевод: «Аграрная история древнего мира», 1923), — сразу поставили его в ряд крупнейших...
Рассматривая труды М. Вебера, следует сказать, что они не только в разной степени затрагивают проблемы, связанные с методологией социально-гуманитарных наук. Отдельные труды непосредственно посвящены этой теме. К ним относится «Методология социальных наук», «Объективность социально-научного и социально-политического исследования», «Критические исследования в области наук о культуре», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Смысл "свободы от оценки" в социологической и экономической науке».
В «Методологии социальных наук» вебер выделил понятие «идеального типа» как методологического средства социально-гуманитарного познания. Идеальный тип можно рассматривать в качестве некоторой упорядоченности эмпирического материала, которая получается в результате интерпретации. Ключевые понятия социально-гуманитарных наук тоже являются идеальными типами. К ним относятся такие понятия, как «феодализм», «капитализм», «бюрократия» и др.
Социальная наука занимается изучением действительности, которую Вебер определяет как индивидуальную структуру социокультурной жизни в ее универсальном значении. Вебер видит сходство предмета социологии не только с науками и природе, но и с науками о культуре. На этом основании он делал попытки привести метод социологии в соответствие с ее предметом. Познание направлено на объяснение предмета исследования при условии его понимания. Предложенная им типология социальных действий является иерархичной по отношению к способности субъекта познания понимать эти действия. Таким образом, аффективное и традиционное действие сложно для понимания, ценностно-рациональное действие понять легче. Рационально-ценностно действует тот, кто, несмотря на последствия, следует своим убеждениям. Целерациональное действие учитывает последствия. Понимание в большей степени достигается при анализе целерационального действия, по отношению к которому не только аффективное и традиционное, но и ценностно-рациональное действие не являются рациональными.
Понимание,...
В «Методологии социальных наук» вебер выделил понятие «идеального типа» как методологического средства социально-гуманитарного познания. Идеальный тип можно рассматривать в качестве некоторой упорядоченности эмпирического материала, которая получается в результате интерпретации. Ключевые понятия социально-гуманитарных наук тоже являются идеальными типами. К ним относятся такие понятия, как «феодализм», «капитализм», «бюрократия» и др.
Социальная наука занимается изучением действительности, которую Вебер определяет как индивидуальную структуру социокультурной жизни в ее универсальном значении. Вебер видит сходство предмета социологии не только с науками и природе, но и с науками о культуре. На этом основании он делал попытки привести метод социологии в соответствие с ее предметом. Познание направлено на объяснение предмета исследования при условии его понимания. Предложенная им типология социальных действий является иерархичной по отношению к способности субъекта познания понимать эти действия. Таким образом, аффективное и традиционное действие сложно для понимания, ценностно-рациональное действие понять легче. Рационально-ценностно действует тот, кто, несмотря на последствия, следует своим убеждениям. Целерациональное действие учитывает последствия. Понимание в большей степени достигается при анализе целерационального действия, по отношению к которому не только аффективное и традиционное, но и ценностно-рациональное действие не являются рациональными.
Понимание,...
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.