Концепция карнавальной культуры Бахтина
курсовые работы, Культура Объем работы: 15-20 страниц Год сдачи: 2014 Стоимость: 30 бел рублей (968 рф рублей, 15 долларов) Просмотров: 975 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Заключение
Заказать работу
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……….…………………………….………………….………….3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ КАРНАВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ М.М. БАХТИНА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ…….……………………………..….5
1.1 Сущность теории смеховой культуры М.М. Бахтина……...……….…..5
1.2 Феномен карнавала в книге М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса»...……….…………………..….8
ГЛАВА2.РОЛЬ КОНЦЕПЦИИ М. БАХТИНА В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ХХ В……..……………………………….11
2.1. Критика и интерпретация теории карнавала в трудах российских ученых…..……………………………………………………………………..…….11
2.2Элементы карнавализации в современной культуре…………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..…………..………..21
ВВЕДЕНИЕ……….…………………………….………………….………….3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ КАРНАВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ М.М. БАХТИНА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ…….……………………………..….5
1.1 Сущность теории смеховой культуры М.М. Бахтина……...……….…..5
1.2 Феномен карнавала в книге М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса»...……….…………………..….8
ГЛАВА2.РОЛЬ КОНЦЕПЦИИ М. БАХТИНА В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ХХ В……..……………………………….11
2.1. Критика и интерпретация теории карнавала в трудах российских ученых…..……………………………………………………………………..…….11
2.2Элементы карнавализации в современной культуре…………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..…………..………..21
Сущность культуры во многом выражается в представлениях человека о самом себе и о смысле своего существования в обществе. Однако, культура складывается не в изоляции от всего остального мира, а как форма общения людей, т.к. только в общении возможно самоосознание. В этом смысле любая культура является определенной формой диалога, а ее существование есть существование на границе с другой культурой.
Однако и сама структура культуры не является монологичной. Наряду с официальной культурой, для которой характерны нормообразующие, сдерживающие функции, существует тот культурный пласт, где есть выход инстинктам, но в принятых обществом формах. Это так называемая неофициальная, народная, а по выражению М.М. Бахтина, смеховая культура, которая выделяется как специфический феномен европейской культуры в эпоху средних веков.
Средневековый этап в развитии культуры Западной Европы является уникальным периодом в истории, т.к. представляет собой переход от античности к новой, собственно европейской цивилизации. В это время зарождается особый менталитет европейца, его особенный взгляд на мир и самого себя. Но неофициальная культура редко становилась предметом рассмотрения в философских трудах. Она казалась неким «случайным» явлением, своеобразным «пародийным» отражением идей высокой культуры средневековья. Долгое время традиционное исследование культуры Средневековья и Ренессанса осуществлялось исключительно через призму официальных христианских ценностей, созданных монастырской и университетской ученостью того времени. Рассмотрению же народной культуры, культуры т.н. «безмолвствующего большинства», не уделялось должного внимания. Отсюда зачастую вытекало непонимание смысла и недооценка значения этой культуры, в то время как исследование смеховых начал культуры как неотъемлемой ее части, мировоззренческой ценности карнавала и сопоставление различных смеховых традиций позволяет воссоздать наиболее целостное представление о культуре периода Средневековья и Ренессанса....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в результате исследования можно сделать следующие выводы:
1) М.М. Бахтин впервые обозначил проблему смеховой культуры как целостной системы. Исследователь впервые высказал предположение, что различные смеховые формы могут быть объединены в единую систему -смеховую культуру. Однако Бахтин ограничил это единство сферой праздничного народного смеха и примыкающими к ней элементами.
Наиболее значительными тезисами в концепции исследователя являются:
• утверждение о существовании единства смеховых форм, объединенных общим структурным признаком;
• обозначение концепта «карнавал», фиксирующего социальную и мировоззренческую базу этого единства;
• выявление содержательной доминанты «карнавальной культуры» («амбивалентность», образ «рождающей смерти»).
Карнавальное мироощущение по мнению Бахтина - это особое народное мироощущение, напрямую связанное с архаичным сознанием, оно свойственно любой нации. Теория карнавала, заявленная в работе М. Бахтина, выходит за пределы описанной им средневековой культуры Франции - и в пространстве, и во времени.
2) Анализируя средневековую культуру Европы в своей работе «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса», М. Бахтин приходит к выводу, что именно в это время карнавальность становится специфическим явлением, противостоящим официальной культуре, пронизанной христианскими догматами. Исследователь доказал, что средневековый смех, обладая миросозерцательным и универсальным характером, формирует особое мировосприятие человека Средневековья и Ренессанса. Бахтин до сих пор остается единственным, вышедшим в разработке теории карнавала не только на культурологический, но и философский уровень, его исследование карнавальной культуры до сих пор является наиболее основательным. Ему удалось рассмотреть феномен смеха сквозь призму исторического развития культуры.
3) М. Бахтин применяет понятие карнавала, ежегодного праздника перед великим постом, ко всем явлениям культуры Нового времени. В...
Итак, в результате исследования можно сделать следующие выводы:
1) М.М. Бахтин впервые обозначил проблему смеховой культуры как целостной системы. Исследователь впервые высказал предположение, что различные смеховые формы могут быть объединены в единую систему -смеховую культуру. Однако Бахтин ограничил это единство сферой праздничного народного смеха и примыкающими к ней элементами.
Наиболее значительными тезисами в концепции исследователя являются:
• утверждение о существовании единства смеховых форм, объединенных общим структурным признаком;
• обозначение концепта «карнавал», фиксирующего социальную и мировоззренческую базу этого единства;
• выявление содержательной доминанты «карнавальной культуры» («амбивалентность», образ «рождающей смерти»).
Карнавальное мироощущение по мнению Бахтина - это особое народное мироощущение, напрямую связанное с архаичным сознанием, оно свойственно любой нации. Теория карнавала, заявленная в работе М. Бахтина, выходит за пределы описанной им средневековой культуры Франции - и в пространстве, и во времени.
2) Анализируя средневековую культуру Европы в своей работе «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса», М. Бахтин приходит к выводу, что именно в это время карнавальность становится специфическим явлением, противостоящим официальной культуре, пронизанной христианскими догматами. Исследователь доказал, что средневековый смех, обладая миросозерцательным и универсальным характером, формирует особое мировосприятие человека Средневековья и Ренессанса. Бахтин до сих пор остается единственным, вышедшим в разработке теории карнавала не только на культурологический, но и философский уровень, его исследование карнавальной культуры до сих пор является наиболее основательным. Ему удалось рассмотреть феномен смеха сквозь призму исторического развития культуры.
3) М. Бахтин применяет понятие карнавала, ежегодного праздника перед великим постом, ко всем явлениям культуры Нового времени. В...
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.