Батлейка - белорусский народный театр
рефераты, Культура Объем работы: 20 страниц Год сдачи: 2015 Стоимость: 90 бел рублей (2903 рф рублей, 45 долларов) Просмотров: 621 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Заключение
Заказать работу
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ БЕЛОРУССКОЙ БАТЛЕЙКИ ………………………………………. 5
2. ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА БАТЛЕЙКИ …………………….10
3. ДРАМАТУРГИЯ БАТЛЕЙКИ ………………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….21
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………..23
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
4. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ БЕЛОРУССКОЙ БАТЛЕЙКИ ………………………………………. 5
5. ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА БАТЛЕЙКИ …………………….10
1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ БЕЛОРУССКОЙ БАТЛЕЙКИ ………………………………………. 5
2. ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА БАТЛЕЙКИ …………………….10
3. ДРАМАТУРГИЯ БАТЛЕЙКИ ………………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….21
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………..23
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
4. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ БЕЛОРУССКОЙ БАТЛЕЙКИ ………………………………………. 5
5. ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА БАТЛЕЙКИ …………………….10
Народный театр – особое явление в традиционной духовной культуре белорусов. Его истоки относятся к глубокой древности и связаны с первыми попытками человека к перевоплощению. Народный театр сыграл большую роль в истории культуры белорусского народа, так как стал предшественником профессионального театрального искусства.
Одну из самых ярких страниц в истории белорусского народного театрального искусства представляет деятельность древнего театра кукол – батлейки. Этот театр был своеобразным «мостиком», соединявшим высокое искусство и народные традиции.
Искусство батлейки сыграло значительную роль в становлении и формировании белорусских национальных театральных традиций и стало важнейшей страницей в истории белорусского театра.
Пограничное географическое положение Беларуси в центре Европы содействовало передаче традиций батлейки для развития польского кукольного театра (шопки), русского и украинского вертепа. Как отмечают многие исследователи батлейки, белорусские традиции театра кукол были более развитыми, выделялись своей самобытностью и лучше сохранились.
К теме древнего кукольного театра обращаются в своем творчестве художники, деятели кино, писатели и поэты. Сегодня традиции батлейки продолжают около десяти кукольных театров, действующих в Беларуси: Государственный театр кукол Беларуси в Минске и областные театры кукол в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве.
Целью данной работы является изучение батлейки как особого направления театрального искусства Беларуси.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- проследить историю зарождения и развития белорусского народного театра кукол;
- определить отличительные черты белорусской батлейки;
- рассмотреть особенности устройства батлеечного театра, оформления декораций и кукол;
- изучить специфику драматургии батлейки.
Одну из самых ярких страниц в истории белорусского народного театрального искусства представляет деятельность древнего театра кукол – батлейки. Этот театр был своеобразным «мостиком», соединявшим высокое искусство и народные традиции.
Искусство батлейки сыграло значительную роль в становлении и формировании белорусских национальных театральных традиций и стало важнейшей страницей в истории белорусского театра.
Пограничное географическое положение Беларуси в центре Европы содействовало передаче традиций батлейки для развития польского кукольного театра (шопки), русского и украинского вертепа. Как отмечают многие исследователи батлейки, белорусские традиции театра кукол были более развитыми, выделялись своей самобытностью и лучше сохранились.
К теме древнего кукольного театра обращаются в своем творчестве художники, деятели кино, писатели и поэты. Сегодня традиции батлейки продолжают около десяти кукольных театров, действующих в Беларуси: Государственный театр кукол Беларуси в Минске и областные театры кукол в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве.
Целью данной работы является изучение батлейки как особого направления театрального искусства Беларуси.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- проследить историю зарождения и развития белорусского народного театра кукол;
- определить отличительные черты белорусской батлейки;
- рассмотреть особенности устройства батлеечного театра, оформления декораций и кукол;
- изучить специфику драматургии батлейки.
Истоки белорусской батлейки восходят к XVI в. Как и многие художественные направления, батлейка пришла на наши земли из Западной Европы.
Первоначально постановки белорусского театра кукол носили преимущественно религиозный характер и были посвящены библейским сюжетам. С течением времени в спектакли стали включаться сюжеты бытового, социального содержания. В батлейку пришли сатира и гротеск. Батлейка стала сочетать в себе классическую религиозную тематику и различные жанры белорусского народного творчества (песни, припевки, анекдоты, танцы и т.д.). В спектакли стали включаться понятные и знакомые простому зрителю персонажи: кроме Иосифа, Марии, Христа, царя Ирода появились цыгане, купец, нечестный доктор, корчмар-еврей, казак, скоморох с медведем и многие другие.
Батлейка в огромной степени способствовала развитию декоративно прикладного искусства Беларуси. Изготовление батлеечных ящиков, оформление декораций, вырезание из дерева и декорирование кукол – все эти подготовительные работы вбирали в себя как западноевропейские традиции, так и самобытность белорусских ремесел.
Безусловно, батлейка внесла свой вклад и в развитие белорусской драматургии, и в закладывание основ белорусской актерской и режиссерской школ.
Основываясь на свидетельствах исследователей белорусской батлейки, можно с уверенностью утверждать, что она играла неоценимую роль в эстетизации жизни жителей белорусских городов, местечек и деревень в XVI XIX вв. Батлейка давала возможность простым людям приятно провести время, получить положительные эмоции, задуматься над какими-то проблемами, искусно отраженными в сюжетах батлеечных постановок, а затем поделиться полученными впечатлениями. Для многих жителей Беларуси того времени это была едва ли не единственная возможность приобщения к театральному искусству.
Первоначально постановки белорусского театра кукол носили преимущественно религиозный характер и были посвящены библейским сюжетам. С течением времени в спектакли стали включаться сюжеты бытового, социального содержания. В батлейку пришли сатира и гротеск. Батлейка стала сочетать в себе классическую религиозную тематику и различные жанры белорусского народного творчества (песни, припевки, анекдоты, танцы и т.д.). В спектакли стали включаться понятные и знакомые простому зрителю персонажи: кроме Иосифа, Марии, Христа, царя Ирода появились цыгане, купец, нечестный доктор, корчмар-еврей, казак, скоморох с медведем и многие другие.
Батлейка в огромной степени способствовала развитию декоративно прикладного искусства Беларуси. Изготовление батлеечных ящиков, оформление декораций, вырезание из дерева и декорирование кукол – все эти подготовительные работы вбирали в себя как западноевропейские традиции, так и самобытность белорусских ремесел.
Безусловно, батлейка внесла свой вклад и в развитие белорусской драматургии, и в закладывание основ белорусской актерской и режиссерской школ.
Основываясь на свидетельствах исследователей белорусской батлейки, можно с уверенностью утверждать, что она играла неоценимую роль в эстетизации жизни жителей белорусских городов, местечек и деревень в XVI XIX вв. Батлейка давала возможность простым людям приятно провести время, получить положительные эмоции, задуматься над какими-то проблемами, искусно отраженными в сюжетах батлеечных постановок, а затем поделиться полученными впечатлениями. Для многих жителей Беларуси того времени это была едва ли не единственная возможность приобщения к театральному искусству.
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.