Альтруизм
курсовые работы, Психология Объем работы: 45 стр. Год сдачи: 2015 Стоимость: 25 бел рублей (806 рф рублей, 12.5 долларов) Просмотров: 771 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Заключение
Заказать работу
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АЛЬТРУИЗМ КАК СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 7
1.1 Альтруистическое поведение как форма просоциального поведения 7
1.2 Мотивация альтруистического поведения 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К АЛЬТРУИСТИЧЕСКОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 23
2.1 Методика организации эмпирического исследования 23
2.2 Обработка и анализ результатов исследования 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
ГЛАВА 1. АЛЬТРУИЗМ КАК СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 7
1.1 Альтруистическое поведение как форма просоциального поведения 7
1.2 Мотивация альтруистического поведения 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К АЛЬТРУИСТИЧЕСКОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 23
2.1 Методика организации эмпирического исследования 23
2.2 Обработка и анализ результатов исследования 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
Социально-экономические изменения, происходящие в настоящее время в мире, обусловили новую волну интереса к проблеме морального развития, возникшую в последнее десятилетие. Современное общество, в котором на первый план выходят принципы успешности, личных достижений, неизбежно ставит перед развивающейся личностью вопрос о выборе между тем, как нужно поступить в той или иной ситуации, и собственными интересами. В индивидуалистической культуре отношения с другими являются средством достижения личных целей, реализации личных потребностей. В таком случае дилемма выбора между личным и общественным, между личной выгодой и благом другого человека становится очень острой. Подобные противоречия являются причиной всевозможных конфликтов, происходящих в современном обществе как на общественном, так и на индивидуальном уровне (Э. Фромм).
Перед психолого-педагогической наукой стоят задачи определения оптимальных условий для личностного развития растущего человека, в том числе механизмов сознательного принятия подростком нравственных норм, превращения их в эффективный регулятор поведения, отношений с другими людьми.
Особое значение в контексте личностного развития приобретает такое нравственное качество как альтруизм. Актуальность его изучения связана со значительными изменениями общественного сознания россиян в современных социально-экономических условиях. Длительное время в нашей стране существовал разрыв между государственной идеологией и психологией людей, что выразилось в «двойственности» морального развития членов общества. Фактически существовали две системы морали – «мораль для других», отражающая уровень идеологических требований и санкционируемая общественными институтами, - и «мораль для себя», формирующаяся на основе житейского опыта и существующая в форме личностных механизмов регуляции социального поведения...
Перед психолого-педагогической наукой стоят задачи определения оптимальных условий для личностного развития растущего человека, в том числе механизмов сознательного принятия подростком нравственных норм, превращения их в эффективный регулятор поведения, отношений с другими людьми.
Особое значение в контексте личностного развития приобретает такое нравственное качество как альтруизм. Актуальность его изучения связана со значительными изменениями общественного сознания россиян в современных социально-экономических условиях. Длительное время в нашей стране существовал разрыв между государственной идеологией и психологией людей, что выразилось в «двойственности» морального развития членов общества. Фактически существовали две системы морали – «мораль для других», отражающая уровень идеологических требований и санкционируемая общественными институтами, - и «мораль для себя», формирующаяся на основе житейского опыта и существующая в форме личностных механизмов регуляции социального поведения...
Под альтруистическим понимают поведение, направленное на благо других и не рассчитанное на какую-либо внешнюю награду. Во многом альтруизм проявляется благодаря наличию у людей эмпатии, поэтому его можно рассматривать как один из видов эмоционально обусловленного поведения.
В зависимости от направленности личности альтруизм может принимать различные формы. Как пишет А. Ф. Лазурский, «значительно развитая волевая деятельность, направленная по преимуществу на борьбу с жестокими и корыстными притеснителями, делает из человека непреклонного, ожесточенного борца за правду и человеколюбие… или глубокая вера в блага просвещения и в возможность идейно-нравственного перерождения человечества заставляет деятельного альтруиста все свои силы направить на воспитание подрастающего поколения (Песталоцци), или мы имеем глубоко религиозного человека, типичного созерцателя, которого, однако, горячая любовь к людям, проникающая все его религиозные воззрения, заставляет не уединяться в пустыне, а всю жизнь свою посвятить делу проповеди и спасению заблудшего человечества (Франциск Ассизский); или, наоборот, человек совсем иного склада, типичный промышленник, осторожно расчетливый и практический, все свое состояние и всю свою энергию посвящает бедному рабочему люду и создает для рабочего класса новые формы организации (Роберт Оуэн)».
Проявление альтруизма связано с мотивами морального долга и морального сочувствия. В первом случае альтруистические поступки совершаются ради нравственного удовлетворения, относясь к объекту помощи поразному, даже негативно. Здесь помощь носит жертвенный характер («отрывает от себя»). Во втором случае альтруизм проявляется в связи с идентификационно-эмпатическим слиянием, отождествлением, сопереживанием, но иногда не заканчивается действием. Здесь помощь не имеет характера жертвенности...
В зависимости от направленности личности альтруизм может принимать различные формы. Как пишет А. Ф. Лазурский, «значительно развитая волевая деятельность, направленная по преимуществу на борьбу с жестокими и корыстными притеснителями, делает из человека непреклонного, ожесточенного борца за правду и человеколюбие… или глубокая вера в блага просвещения и в возможность идейно-нравственного перерождения человечества заставляет деятельного альтруиста все свои силы направить на воспитание подрастающего поколения (Песталоцци), или мы имеем глубоко религиозного человека, типичного созерцателя, которого, однако, горячая любовь к людям, проникающая все его религиозные воззрения, заставляет не уединяться в пустыне, а всю жизнь свою посвятить делу проповеди и спасению заблудшего человечества (Франциск Ассизский); или, наоборот, человек совсем иного склада, типичный промышленник, осторожно расчетливый и практический, все свое состояние и всю свою энергию посвящает бедному рабочему люду и создает для рабочего класса новые формы организации (Роберт Оуэн)».
Проявление альтруизма связано с мотивами морального долга и морального сочувствия. В первом случае альтруистические поступки совершаются ради нравственного удовлетворения, относясь к объекту помощи поразному, даже негативно. Здесь помощь носит жертвенный характер («отрывает от себя»). Во втором случае альтруизм проявляется в связи с идентификационно-эмпатическим слиянием, отождествлением, сопереживанием, но иногда не заканчивается действием. Здесь помощь не имеет характера жертвенности...
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.