Прецедентные феномены ( Психолингвистика)
рефераты, Разное Объем работы: 20 стр. Год сдачи: 2015 Стоимость: 19 бел рублей (613 рф рублей, 9.5 долларов) Просмотров: 262 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Заключение
Заказать работу
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ФЕНОМЕНЫ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ………………………………………………………………………….4
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ……………………..8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..18
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….20
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ФЕНОМЕНЫ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ………………………………………………………………………….4
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ……………………..8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..18
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….20
Прецедентность как духовное, культурное явление «пронизывает» жизнь определенного социума, этноса и выступает значимым элементом в сложных взаимоотношениях между сознанием, мышлением и языком. В широком смысле феномен прецедентности предполагает отражение в человеческом сознании определенных материальных и духовных объектов, функционирующих как ориентиры в коммуникации для представителей этноса. Современные исследователи говорят о разных уровнях существования прецедентности: коллективном, национальном, общечеловеческом.
Сознание носителя культуры состоит из совокупности образов и представлений, бытующих в его культуре. Это сознание изменяется от культуры к культуре. Наиболее ярко специфические характеристики национального языкового сознания проявляются в межкультурной коммуникации, воспринимаемой как общение представителей различных лингвокультурных сообществ.
Некоторые учёные (Ушакова, 1989; Уфимцева, 2010 и др.) считают, что изучение ядра языкового сознания позволяет выявить системность образа мира в языковом сознании представителей различных лингвокультурных сообществ, установить национальную специфику этнической культуры, а также предложить один из возможных вариантов ее интерпретации.
Феномен прецедентности, как правило, рассматривается во взаимосвязи с изучением системы культурных ценностей, возникшей и развивающейся у определенного этноса: Сорокин, Михалева (1993), Красных (1996, 1998), Гудков (1999), Захаренко и др. (1997), Слышкин (2000, 2004), Хрусталева (2001), Кузьменко (2001), Постнова (2001), Михайлова (2002), Павликова (2003), Ефремова (2004).
Национально-прецедентные феномены изучаются как феномены языкового сознания, которые фиксируют ценности культуры, находящие своё «отражение» в их внутренней форме.
Сознание носителя культуры состоит из совокупности образов и представлений, бытующих в его культуре. Это сознание изменяется от культуры к культуре. Наиболее ярко специфические характеристики национального языкового сознания проявляются в межкультурной коммуникации, воспринимаемой как общение представителей различных лингвокультурных сообществ.
Некоторые учёные (Ушакова, 1989; Уфимцева, 2010 и др.) считают, что изучение ядра языкового сознания позволяет выявить системность образа мира в языковом сознании представителей различных лингвокультурных сообществ, установить национальную специфику этнической культуры, а также предложить один из возможных вариантов ее интерпретации.
Феномен прецедентности, как правило, рассматривается во взаимосвязи с изучением системы культурных ценностей, возникшей и развивающейся у определенного этноса: Сорокин, Михалева (1993), Красных (1996, 1998), Гудков (1999), Захаренко и др. (1997), Слышкин (2000, 2004), Хрусталева (2001), Кузьменко (2001), Постнова (2001), Михайлова (2002), Павликова (2003), Ефремова (2004).
Национально-прецедентные феномены изучаются как феномены языкового сознания, которые фиксируют ценности культуры, находящие своё «отражение» в их внутренней форме.
В данной работе были рассмотрены теоретические вопросы, связанные с изучением основных понятий теории прецедентности. Были описаны классификации прецедентных феноменов, соотношение прецедентных феноменов с феноменами знаний и представлений, обсуждены прецедентные феномены с точки зрения метафорического переноса. Прецедентное имя было рассмотрено в качестве свернутой метафоры.
Несомненно, прецедентность и выражающие её формы являются неотъемлемыми единицами коммуникации, способом хранения и передачи информации. Они выделяют коммуникантов как представителей данной культуры в определенное историческое время и отражают и выражают внутреннюю, духовную жизнь человека. Однако вместе с тем можно предположить, что в сознании носителя языка наряду с общекультурными представлениями о ПФ должны быть специфические индивидуальные характеристики, связанные, в частности, с особенностями «вхождения» индивида в общую совокупность знаний и представлений определенного лингвокультурного сообщества, которая формирует когнитивное пространство (КП) индивидуума.
Любой национально-прецедентный феномен существует в рамках определённой культуры, отражает её специфику, его интерпретация осуществляется с учётом параметров культурной среды.
К основным характеристикам прецедентных текстов относятся хрестоматийность, общеизвестность, эмоциональная и познавательная ценность, реинтерпретируемость,
Прецедентное имя может трактоваться как базовый элемент прецедентности. ПИ - не чисто языковые явления, а продукты метафорического словотворчества мыслящего субъекта. Человек с его знаниями и представлениями, эмоциями способен переносить характерный признак имени на какой-либо объект действительности при наименовании, что и позволяет нам называть данный процесс метафорическим по своей сути. Признак трактуется как опора и необходимое условие функционирования ПИ в речи. В случае ПИ этот признак является основанием для развертывания целой предметно-чувственной области. Прецедентная база имеет...
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.