Сознание и самосознание.Проблема "Я"
рефераты, Философия Объем работы: 17 стр. Год сдачи: 2015 Стоимость: 10 бел рублей (323 рф рублей, 5 долларов) Просмотров: 204 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Заключение
Заказать работу
ВВЕДЕНИЕ 3
СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ. ПРОБЛЕМА "Я" 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
ЛИТЕРАТУРА 17
СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ. ПРОБЛЕМА "Я" 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
ЛИТЕРАТУРА 17
Роль самосознания в процессе становления личности стала предметом пристального внимания ученых еще на рубеже XVII–XVIII веков. Европейская философия в лице Р. Декарта и Дж. Локка впервые поставила проблему «Я» и «самосознания» в качестве самостоятельного объекта изучения. «Я» мыслящее, «Я» чувствующее в этих концепциях стало условием существования личности.
В рассуждениях Дж. Локка следует выделить утверждение, что рефлексивные идеи производны от жизненного опыта: только достигнув зрелого возраста и накопив знания о внешнем мире, люди начинают размышлять «серьезно о том, что происходит внутри них, а некоторые вообще никогда не размышляют».
Однако картезианство и сенсуализм не смогли дать удовлетворительное объяснение единства и целостности «Я» как регулятора поведения личности. Нужен был новый теоретический подход. Новую парадигму, объясняющую структуру «Я», ее роль в поведении предложила немецкая классическая философия в лице И. Канта. Он впервые выделил в структуре «Я» ценностно-личностное изменение.
В современной отечественной литературе существует множество различных представлений о сущности сознания и самосознания и подходов к анализу процесса его возникновения и развития в онтогенезе человека. Вместе с тем не только категория «самосознания», но и генетически ей предшествующая категория «сознание» не нашли в отечественной психологии достойного места. Потому и сегодня актуальны вопросы рассматриваемые в данной работе.
В рассуждениях Дж. Локка следует выделить утверждение, что рефлексивные идеи производны от жизненного опыта: только достигнув зрелого возраста и накопив знания о внешнем мире, люди начинают размышлять «серьезно о том, что происходит внутри них, а некоторые вообще никогда не размышляют».
Однако картезианство и сенсуализм не смогли дать удовлетворительное объяснение единства и целостности «Я» как регулятора поведения личности. Нужен был новый теоретический подход. Новую парадигму, объясняющую структуру «Я», ее роль в поведении предложила немецкая классическая философия в лице И. Канта. Он впервые выделил в структуре «Я» ценностно-личностное изменение.
В современной отечественной литературе существует множество различных представлений о сущности сознания и самосознания и подходов к анализу процесса его возникновения и развития в онтогенезе человека. Вместе с тем не только категория «самосознания», но и генетически ей предшествующая категория «сознание» не нашли в отечественной психологии достойного места. Потому и сегодня актуальны вопросы рассматриваемые в данной работе.
Таким образом, самосознание выступает как система процессов. Она включает такие компоненты, как самопознание, самоотношение, саморегуляция. В основе их лежат многочисленные образы самой личности в различных ситуациях деятельности и поведения. Как, например, образ своего «физического Я», «Я-реальное», «Я-ученик», «Я-друг», образ «нравственного Я» и др. Самопознание, самоотношение и саморегуляция находят свое выражение в самоанализе и рефлексии, в самооценке, в различных формах самоконтроля и самовоспитания. В итоге складывается интегральное само-образование «Я-концепция» или обобщенный образ своего «Я».
Последняя, «Я-концепция», и определяет различные виды самоопределения личности (профессиональное, семейное и др.). Эго является центром сферы сознания. Оно включает в себя те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.
Последняя, «Я-концепция», и определяет различные виды самоопределения личности (профессиональное, семейное и др.). Эго является центром сферы сознания. Оно включает в себя те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.