Теоретические аспекты формирования цветовосприятия в дошкольном возрасте
курсовые работы, Психология Объем работы: Год сдачи: 2016 Стоимость: 30 бел рублей (968 рф рублей, 15 долларов) Просмотров: 361 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Заключение
Заказать работу
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………..
5
1.1 Понятие цветового восприятия. Теории восприятия цвета……. 5
1.2 Возрастные особенности восприятия цвета…………………… 11
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИЧНОСТИ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………...
21
2.1 Организация исследования………………………………………. 21
2.2 Интерпретация результатов исследования……………………… 23
2.3 Обсуждение результатов………………………………………… 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 32
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………..
5
1.1 Понятие цветового восприятия. Теории восприятия цвета……. 5
1.2 Возрастные особенности восприятия цвета…………………… 11
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИЧНОСТИ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………...
21
2.1 Организация исследования………………………………………. 21
2.2 Интерпретация результатов исследования……………………… 23
2.3 Обсуждение результатов………………………………………… 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 32
ВВЕДЕНИЕ
Прекрасный дар природы - способность человека видеть мир, расцвеченный многочисленными цветами и их оттенками. Сложный комплекс явлений, объединенных одним простым, лаконичным словом «цвет», сопровождает нас повсеместно. Люди так привыкли к этому чуду, что не удивляются ему. Для обыденного сознания цвет не представляет собой проблемы: в области обыденно-утилитарного мировоззрения вопрос типа «что такое цвет?» не вызывает затруднений, поскольку люди склонны считать цвет объективным свойством самих предметов, а свою способность видеть и различать цвета как само собой разумеющуюся, привычно-природно-врожденную способность. Вместе с тем, привычная «незаметность» цвета в обыденной жизни, отнюдь не означает, что цвет не является уникальным и во многом загадочным феноменом.
В XX веке, в связи с оформлением и успехами гуманитарных наук, цвет стал объектом исследования различных направлений гуманитарной мысли в областях лингвистики, психологии, культурологии, искусствоведения и др. В лингвистике исследуется вопросы, связанные со словообразованием наименований цветов, особенностями цветосемантики и лексики цветообозначений, категоризации цветов, проводятся сравнительно-этнолингвистические исследования цветосемантики в разноструктурных языках (И. Г. Дегтярь, А. П. Василевич, А. Вежбицка, И. В.. Макеенко, С. С. Мищенко, Г. В. Парамей, Е. В. Рахилина и др.). В психолингвистическом аспекте изучаются вопросы, связанные с символической, подтексто-вой природой цвета в языке художественной литературы (Р. М. Фрумки-на, И. С. Жемчужный, С. С. Хорошилова и др.). В культурологических исследованиях особое внимание уделяется вопросам семантики и символики цвета в различных культурах (Н. В. Серов, Э. В. Грымзина, О. Е. Железняк, К. Роу, В. Тернер и др.). В эстетике цвет рассматривается как эстетическое явление, способствующее достижению гармонии и красоты (С. Е. Гудина, Л. С. Пиралишвили и др.). В психологии изучаются воздействие цвета на физиологические и...
Прекрасный дар природы - способность человека видеть мир, расцвеченный многочисленными цветами и их оттенками. Сложный комплекс явлений, объединенных одним простым, лаконичным словом «цвет», сопровождает нас повсеместно. Люди так привыкли к этому чуду, что не удивляются ему. Для обыденного сознания цвет не представляет собой проблемы: в области обыденно-утилитарного мировоззрения вопрос типа «что такое цвет?» не вызывает затруднений, поскольку люди склонны считать цвет объективным свойством самих предметов, а свою способность видеть и различать цвета как само собой разумеющуюся, привычно-природно-врожденную способность. Вместе с тем, привычная «незаметность» цвета в обыденной жизни, отнюдь не означает, что цвет не является уникальным и во многом загадочным феноменом.
В XX веке, в связи с оформлением и успехами гуманитарных наук, цвет стал объектом исследования различных направлений гуманитарной мысли в областях лингвистики, психологии, культурологии, искусствоведения и др. В лингвистике исследуется вопросы, связанные со словообразованием наименований цветов, особенностями цветосемантики и лексики цветообозначений, категоризации цветов, проводятся сравнительно-этнолингвистические исследования цветосемантики в разноструктурных языках (И. Г. Дегтярь, А. П. Василевич, А. Вежбицка, И. В.. Макеенко, С. С. Мищенко, Г. В. Парамей, Е. В. Рахилина и др.). В психолингвистическом аспекте изучаются вопросы, связанные с символической, подтексто-вой природой цвета в языке художественной литературы (Р. М. Фрумки-на, И. С. Жемчужный, С. С. Хорошилова и др.). В культурологических исследованиях особое внимание уделяется вопросам семантики и символики цвета в различных культурах (Н. В. Серов, Э. В. Грымзина, О. Е. Железняк, К. Роу, В. Тернер и др.). В эстетике цвет рассматривается как эстетическое явление, способствующее достижению гармонии и красоты (С. Е. Гудина, Л. С. Пиралишвили и др.). В психологии изучаются воздействие цвета на физиологические и...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цветовосприятие, или цветовое зрение — функция зрения, которая играет важную роль в жизни человека. Благодаря этой зрительной функции он способен воспринимать все многообразие цветов в природе и искусстве. Доказано, что цветоощущающий аппарат состоит из трех видов колбочек: одни преимущественно чувствительны к красным лучам, другие — к зеленым, третьи — к синим. От соотношения силы возбуждения каждого вида колбочек и зависит цветовое зрение. Цвет имеет три признака: цветовой тон, яркость (светлота) и насыщенность. Это говорит о больших информационных свойствах цвета. Цвет фиксируется визуально, и длительное время остается в сознании ребенка. Он обладает большой эмоциональной выразительностью.
Существуют следующие теории цветовосприятия:
1. Трехкомпонентные теории. Основополагающей является теория Юнга—Гельмгольца, объясняющая цветоощущение (по аналогии с аддитивным смешением) как результат комбинации возбуждений 3 рецепторных приемников светового излучения в сетчатке глаза, каждый из которых имеет свой максимум возбуждения в коротковолновой (синей), средневолновой (зеленой) и длинноволновой (красной) частях спектра. Предсказания этой теории блестяще подтвердились тонкими нейрофизиологическими исследованиями строения сетчатки животных и человека в середине XX в. Однако эта теория столкнулась с непреодолимыми трудностями при попытках объяснить помимо законов смешения цветов, др. факты, напр., особенности цветового контраста, или порогового цветоразличения.
2. Цветооппонентные теории. Основополагающей является теория Э. Геринга, также определяющая цвет как результат работы 3 приемников, но работающих по оппонентному принципу, когда активация и дезактивация приемника связана с базисными оппонентными цветами: красно-зеленым, желто-синим и бело-черным. Цветооппонентная теория не подтвердилась при исследованиях активности фоторецепторов, однако получила свое развитие при исследованиях постретинальных звеньев зрительной системы, в которых...
Цветовосприятие, или цветовое зрение — функция зрения, которая играет важную роль в жизни человека. Благодаря этой зрительной функции он способен воспринимать все многообразие цветов в природе и искусстве. Доказано, что цветоощущающий аппарат состоит из трех видов колбочек: одни преимущественно чувствительны к красным лучам, другие — к зеленым, третьи — к синим. От соотношения силы возбуждения каждого вида колбочек и зависит цветовое зрение. Цвет имеет три признака: цветовой тон, яркость (светлота) и насыщенность. Это говорит о больших информационных свойствах цвета. Цвет фиксируется визуально, и длительное время остается в сознании ребенка. Он обладает большой эмоциональной выразительностью.
Существуют следующие теории цветовосприятия:
1. Трехкомпонентные теории. Основополагающей является теория Юнга—Гельмгольца, объясняющая цветоощущение (по аналогии с аддитивным смешением) как результат комбинации возбуждений 3 рецепторных приемников светового излучения в сетчатке глаза, каждый из которых имеет свой максимум возбуждения в коротковолновой (синей), средневолновой (зеленой) и длинноволновой (красной) частях спектра. Предсказания этой теории блестяще подтвердились тонкими нейрофизиологическими исследованиями строения сетчатки животных и человека в середине XX в. Однако эта теория столкнулась с непреодолимыми трудностями при попытках объяснить помимо законов смешения цветов, др. факты, напр., особенности цветового контраста, или порогового цветоразличения.
2. Цветооппонентные теории. Основополагающей является теория Э. Геринга, также определяющая цвет как результат работы 3 приемников, но работающих по оппонентному принципу, когда активация и дезактивация приемника связана с базисными оппонентными цветами: красно-зеленым, желто-синим и бело-черным. Цветооппонентная теория не подтвердилась при исследованиях активности фоторецепторов, однако получила свое развитие при исследованиях постретинальных звеньев зрительной системы, в которых...
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.