Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений на уроках литературы (на примере изучения рассказов А. П. Чехова «Ионыч», «Человек в футляре»)
курсовые работы, Русский язык и литература Объем работы: 30 стр. Год сдачи: 2016 Стоимость: 25 бел рублей (806 рф рублей, 12.5 долларов) Просмотров: 346 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Заключение
Заказать работу
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1 Особенности и основные характеристики художественного текста как объекта анализа 5
1.2 Понятие об анализе художественного произведения, его виды и приемы 9
ГЛАВА 2 ВОСПРИЯТИЕ И АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.П. ЧЕХОВА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ 14
2.1 Восприятие художественного произведения как единицы литературы 14
2.2. Специфика восприятия и анализа произведений А.П. Чехова 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1 Особенности и основные характеристики художественного текста как объекта анализа 5
1.2 Понятие об анализе художественного произведения, его виды и приемы 9
ГЛАВА 2 ВОСПРИЯТИЕ И АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.П. ЧЕХОВА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ 14
2.1 Восприятие художественного произведения как единицы литературы 14
2.2. Специфика восприятия и анализа произведений А.П. Чехова 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ВВЕДЕНИЕ
Анализ художественного текста с точки зрения его восприятия очень популярен в настоящее время. Он представляет собой один из основных этапов работы над произведениями классиков, которых изучают в школе.
Приобщение детей к чтению художественной литературы, формирование навыков и умений распознать замысел автора и интерпретировать произведение связаны с такими видами деятельности как восприятие и анализ. В задачу учителя входит осуществление данных видов деятельности, а также реализация рационально и тщательно отобранных приемов восприятия и анализа. Приобщение детей к искусству художественной литературы развивает у детей воображение, через восприятие и понимание искусства художественного слова решается также еще одно из главных назначений литературы для духовного развития личности – просветление чувств, пробуждение эмоций, что является важнейшим двигателем и показателем общего развития [18].
Более того язык художественной литературы – своеобразное зеркало литературного языка. Великие поэты создают новые формы литературного языка, которыми затем пользуются их последователи и все говорящие и пишущие на это языке. Возможности национального языка наиболее полно представлены именно в художественных текстах [16].
В настоящее время проблема восприятия литературы изучена в различных аспектах: основные особенности и этапы восприятия произведений различных жанров, возрастные особенности восприятия читателя-школьника, структура читательского восприятия, взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения (работы О.И. Никифоровой, А.М. Левидова, А.А. Леонтьева, З.Я. Рез, Л.Г. Жабицкой, Л.Н. Рожиной, П.М. Якобсона, М.М. Варшавской, Н.А. Демидовой, М.Г. Качурина, Е.В. Карсаловой, В.Г. Маранцмана, Т.Д. Полозовой и др.) [2]. Наиболее интересным и актуальным нам представляется вопрос о взаимосвязи первоначального восприятия текста и его последующего углубления в процессе анализа.
Актуальность данного исследования заключается в необходимости более...
Анализ художественного текста с точки зрения его восприятия очень популярен в настоящее время. Он представляет собой один из основных этапов работы над произведениями классиков, которых изучают в школе.
Приобщение детей к чтению художественной литературы, формирование навыков и умений распознать замысел автора и интерпретировать произведение связаны с такими видами деятельности как восприятие и анализ. В задачу учителя входит осуществление данных видов деятельности, а также реализация рационально и тщательно отобранных приемов восприятия и анализа. Приобщение детей к искусству художественной литературы развивает у детей воображение, через восприятие и понимание искусства художественного слова решается также еще одно из главных назначений литературы для духовного развития личности – просветление чувств, пробуждение эмоций, что является важнейшим двигателем и показателем общего развития [18].
Более того язык художественной литературы – своеобразное зеркало литературного языка. Великие поэты создают новые формы литературного языка, которыми затем пользуются их последователи и все говорящие и пишущие на это языке. Возможности национального языка наиболее полно представлены именно в художественных текстах [16].
В настоящее время проблема восприятия литературы изучена в различных аспектах: основные особенности и этапы восприятия произведений различных жанров, возрастные особенности восприятия читателя-школьника, структура читательского восприятия, взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения (работы О.И. Никифоровой, А.М. Левидова, А.А. Леонтьева, З.Я. Рез, Л.Г. Жабицкой, Л.Н. Рожиной, П.М. Якобсона, М.М. Варшавской, Н.А. Демидовой, М.Г. Качурина, Е.В. Карсаловой, В.Г. Маранцмана, Т.Д. Полозовой и др.) [2]. Наиболее интересным и актуальным нам представляется вопрос о взаимосвязи первоначального восприятия текста и его последующего углубления в процессе анализа.
Актуальность данного исследования заключается в необходимости более...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы показал, что художественный текст обладает всеми основными чертами текста, отражаемыми в определениях понятия «текст», предлагаемых различными авторами, например, целенаправленность, целостность и связность, прагматичность и т.д. Но вместе с тем исследователи зафиксировали ряд отличительных черт художественного текста. К ним относятся необычайно богатый, разнообразный словарь, тематическая и стилистическая неограниченность, художественно-образная речевая конкретизация (перевод слова-понятия в слово-образ при участии языковых средств разных уровней), образность, антропоцентризм, динамичность, избыточность, недосказанность, конкретность, неопределенность и т.д.
Анализ является одним из наиболее важных методов научного изучения художественного текста в лингвистике и художественного произведения в литературоведении и, следовательно, в ходе их изучения на уроках литературы. Анализ способствует достижению конечной цели изучения, которая заключается в познании эстетической целостности произведения. Совместная деятельность учителя и учеников и постепенное обучение приемам анализа обеспечит учеников навыками и умениями самостоятельного анализа и полноценно восприятия читаемого.
Устанавливая взаимосвязь между восприятием и анализом, нами было установлено, что тщательный анализ произведений на уроке под четким руководством учителя способствует более углубленному восприятию, затрагивающему не только живое эмоциональное восприятие текста, но и его интеллектуальное осмысление. В то же время анализ невозможен без предварительного восприятия информации. В данном случае восприятие выступает в качестве психического познавательного процесса. Анализ как вид деятельности возможен только на основе предшествующего чтения при сохранении непосредственно-эмоциональной и образной стороны восприятия.
Составление плана работы по чтению и интерпретации рассказов А.П. Чехова «Ионыч» и «Человек в футляре» показало, что данные произведения являются хорошим...
Анализ литературы показал, что художественный текст обладает всеми основными чертами текста, отражаемыми в определениях понятия «текст», предлагаемых различными авторами, например, целенаправленность, целостность и связность, прагматичность и т.д. Но вместе с тем исследователи зафиксировали ряд отличительных черт художественного текста. К ним относятся необычайно богатый, разнообразный словарь, тематическая и стилистическая неограниченность, художественно-образная речевая конкретизация (перевод слова-понятия в слово-образ при участии языковых средств разных уровней), образность, антропоцентризм, динамичность, избыточность, недосказанность, конкретность, неопределенность и т.д.
Анализ является одним из наиболее важных методов научного изучения художественного текста в лингвистике и художественного произведения в литературоведении и, следовательно, в ходе их изучения на уроках литературы. Анализ способствует достижению конечной цели изучения, которая заключается в познании эстетической целостности произведения. Совместная деятельность учителя и учеников и постепенное обучение приемам анализа обеспечит учеников навыками и умениями самостоятельного анализа и полноценно восприятия читаемого.
Устанавливая взаимосвязь между восприятием и анализом, нами было установлено, что тщательный анализ произведений на уроке под четким руководством учителя способствует более углубленному восприятию, затрагивающему не только живое эмоциональное восприятие текста, но и его интеллектуальное осмысление. В то же время анализ невозможен без предварительного восприятия информации. В данном случае восприятие выступает в качестве психического познавательного процесса. Анализ как вид деятельности возможен только на основе предшествующего чтения при сохранении непосредственно-эмоциональной и образной стороны восприятия.
Составление плана работы по чтению и интерпретации рассказов А.П. Чехова «Ионыч» и «Человек в футляре» показало, что данные произведения являются хорошим...
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.