Сравнительная характеристика основных методологических принципов ассоцианизма, психоанализа и бихевиоризма.
контрольные работы, Психология Объем работы: 16 стр. Год сдачи: 2011 Стоимость: 9 бел рублей (290 рф рублей, 4.5 долларов) Просмотров: 283 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Заключение
Заказать работу
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Сравнительная характеристика основных методологических принципов ассоцианизма, психоанализа и бихевиоризма 5
Заключение 5
Список использованной литературы 14
Введение 3
Сравнительная характеристика основных методологических принципов ассоцианизма, психоанализа и бихевиоризма 5
Заключение 5
Список использованной литературы 14
Введение
В науке о поведении человека начиная с XVII в. складывается двойственная, противоречивая ситуация. С одной стороны, организм человека, как и тело животного, признается биологической машиной, действующей по законам механики. С другой стороны, механистическое объяснение поведения человека считается недостаточным. Остается все же непонятно, как друг с другом, управляя поведением человека, взаимодействуют душа и биологические потребности. Дуализм в философии дополняется дуализмом в объяснении человеческого поведения.
Хотя такая ситуация не намного прояснила понимание поведения человека, она, тем не менее, сыграла полезную роль в дальнейшем развитии научных психологических знаний. Старая, простая и в целом далекая от науки (по крайней мере, в ее точном, естественнонаучном понимании) объяснительная схема, утверждавшая исключительное право гипотетической души на управление поведением человека, была подвергнута сомнению и потребовала модификации. Эта модификация и была сделана Декартом. Двойственное объяснение поведения человека впоследствии привело к признанию и разделению сознательного (разумного) и бессознательного (неразумного) в психике и поведении человека.
В XVIII в. публикуются работы немецкого ученого Г. Лейбница, содержащие в себе уже развернуто изложенные идеи о бессознательном в психике человека (учение о бессознательных умозаключениях). Почти одновременно с этим появляются два других учения, повлиявшие на дальнейшее развитие психологии как науки. Это эмпиризм и сенсуализм. Первый представлял собой учение о так называемом внутреннем опыте и о законах его приобретения человеком, а второй – о доминировании чувственного познания над рациональным.
В науке о поведении человека начиная с XVII в. складывается двойственная, противоречивая ситуация. С одной стороны, организм человека, как и тело животного, признается биологической машиной, действующей по законам механики. С другой стороны, механистическое объяснение поведения человека считается недостаточным. Остается все же непонятно, как друг с другом, управляя поведением человека, взаимодействуют душа и биологические потребности. Дуализм в философии дополняется дуализмом в объяснении человеческого поведения.
Хотя такая ситуация не намного прояснила понимание поведения человека, она, тем не менее, сыграла полезную роль в дальнейшем развитии научных психологических знаний. Старая, простая и в целом далекая от науки (по крайней мере, в ее точном, естественнонаучном понимании) объяснительная схема, утверждавшая исключительное право гипотетической души на управление поведением человека, была подвергнута сомнению и потребовала модификации. Эта модификация и была сделана Декартом. Двойственное объяснение поведения человека впоследствии привело к признанию и разделению сознательного (разумного) и бессознательного (неразумного) в психике и поведении человека.
В XVIII в. публикуются работы немецкого ученого Г. Лейбница, содержащие в себе уже развернуто изложенные идеи о бессознательном в психике человека (учение о бессознательных умозаключениях). Почти одновременно с этим появляются два других учения, повлиявшие на дальнейшее развитие психологии как науки. Это эмпиризм и сенсуализм. Первый представлял собой учение о так называемом внутреннем опыте и о законах его приобретения человеком, а второй – о доминировании чувственного познания над рациональным.
Заключение
Обобщая вышеизложенное, в заключение нужно отметить, что ассоцианизм описывал сложные психические явления как результат комбинации (соединения) элементарных психических образов представления и восприятия. Корни ассоцианизма можно найти у Аристотеля; идеи ассоцианизма доминировали в английской философии XVII-XVIII веков. В экспериментальной психологии конца XIX в. ассоцианизм нашел первое обоснование в исследованиях памяти, предпринятых немецким психологом Г. Эббингаузом. Детерминистские элементы ассоцианизма были восприняты в трансформированном виде учением И.П.Павлова об условных рефлексах и американским бихевиоризмом, у истоков которого стояли Э. Торндайк и Дж. Уотсон.
Однако, в ассоцианизме оказались неразрешимыми такие центральные проблемы психологии, как духовное развитие человека, источники психической активности и поведения, личность, осмысленные продуктивные процессы мышления. В процессе работы по преодолению трудностей ассоцианистической теории возникли новые направления.
При этом само явление ассоциации и понятие о нем входит и в современную психологию. Поиски выхода из кризиса за пределами Германии приняли иную, более радикальную форму, и те, кто этим занимался, предлагали вообще упразднить психологию и заменить ее новой наукой. Такое предложение последовало, в частности, в Америке со стороны Дж. Уотсона, который в статье «Психология с точки зрения бихевиориста», опубликованной в 1913 г., высказался за то, чтобы создать вместо психологии новую науку – науку о поведении. Этой науке он и дал название «бихевиоризм».
Обобщая вышеизложенное, в заключение нужно отметить, что ассоцианизм описывал сложные психические явления как результат комбинации (соединения) элементарных психических образов представления и восприятия. Корни ассоцианизма можно найти у Аристотеля; идеи ассоцианизма доминировали в английской философии XVII-XVIII веков. В экспериментальной психологии конца XIX в. ассоцианизм нашел первое обоснование в исследованиях памяти, предпринятых немецким психологом Г. Эббингаузом. Детерминистские элементы ассоцианизма были восприняты в трансформированном виде учением И.П.Павлова об условных рефлексах и американским бихевиоризмом, у истоков которого стояли Э. Торндайк и Дж. Уотсон.
Однако, в ассоцианизме оказались неразрешимыми такие центральные проблемы психологии, как духовное развитие человека, источники психической активности и поведения, личность, осмысленные продуктивные процессы мышления. В процессе работы по преодолению трудностей ассоцианистической теории возникли новые направления.
При этом само явление ассоциации и понятие о нем входит и в современную психологию. Поиски выхода из кризиса за пределами Германии приняли иную, более радикальную форму, и те, кто этим занимался, предлагали вообще упразднить психологию и заменить ее новой наукой. Такое предложение последовало, в частности, в Америке со стороны Дж. Уотсона, который в статье «Психология с точки зрения бихевиориста», опубликованной в 1913 г., высказался за то, чтобы создать вместо психологии новую науку – науку о поведении. Этой науке он и дал название «бихевиоризм».
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.