Социальные стериотипы поведения
курсовые работы, Психология Объем работы: 35 стр. Год сдачи: 2011 Стоимость: 17 бел рублей (548 рф рублей, 8.5 долларов) Просмотров: 378 | Не подходит работа? |
Оглавление
Введение
Заключение
Заказать работу
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 5
1.1 Определение понятия социальный стереотип в отечественной и зарубежной литературе 5
1.2 Свойства, функции и виды стереотипов 8
1.3 Установка как психологическая основа стереотипа 12
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ 20
2.1 Когнитивные процессы и их влияние на формирование стереотипов 20
2.2 Психологические факторы образования стереотипов 27
2.3 Влияние эмоциональных состояний личности на процесс стереотипизации 29
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП КАК ОБРАЗ ОТРАЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА 31
3.1 Влияние социальных процессов и взаимоотношений на социальные стереотипы поведения личности в современном обществе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 5
1.1 Определение понятия социальный стереотип в отечественной и зарубежной литературе 5
1.2 Свойства, функции и виды стереотипов 8
1.3 Установка как психологическая основа стереотипа 12
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ 20
2.1 Когнитивные процессы и их влияние на формирование стереотипов 20
2.2 Психологические факторы образования стереотипов 27
2.3 Влияние эмоциональных состояний личности на процесс стереотипизации 29
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП КАК ОБРАЗ ОТРАЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА 31
3.1 Влияние социальных процессов и взаимоотношений на социальные стереотипы поведения личности в современном обществе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.
Оценивая действия какой-либо группы людей, мы чаще всего, помимо нашего желания, приписываем каждому из индивидов, входящих в группу, некоторые черты, которые, по нашему мнению, характеризуют группу в целом. Например, бытует мнение, что все негры более страстные и темпераментные, чем люди, представляющие европеоидную расу (хотя на самом деле это не так), все французы – легкомысленны, англичане – замкнуты и молчаливы и т.д. [16].
Впервые термин «социальный стереотип» ввел в употребление У. Липпман в 1922 г. в книге «Общественное мнение». Вслед за Липпманом, который считал одной из основных характеристик стереотипов неточность, а часто и ложность содержания, в 20 – 30-е годы они чаще всего интерпретировались как прямая «дезинформация», «совокупность мифических представлений» и т.д. Ложность настолько прочно стала ассоциироваться с понятием «стереотип», что был даже предложен новый термин «социотип» для обозначения стандартного, но истинного знания о социальной группе. Лишь начиная с 50-х годов получила распространение гипотеза О. Клайнберга о наличии в стереотипах некоего «зерна истины». Затем особенно большое внимание стало уделяться так называемым «гипотезам контакта», согласно которым чем при более благоприятных условиях протекает контакт между группами, чем дольше и глубже они взаимодействуют и шире обмениваются индивидами, тем выше удельный вес реальных черт в содержании стереотипов [14, с. 205].
Социальные стереотипы являются мощным средством манипулирования сознанием всех слоев общества. Поскольку социальные стереотипы представляют собой аккумулированный групповой социальный опыт и отражают относительно общие, повторяющиеся свойства и особенности социально-политических явлений, а их формирует целенаправленная деятельность средств массовой информации и политической пропаганды, в целом всего общества, нам необходимо выявить, что же входит в понятие «социальный стереотип» и каким же образом формируются социальные стереотипы....
Актуальность темы.
Оценивая действия какой-либо группы людей, мы чаще всего, помимо нашего желания, приписываем каждому из индивидов, входящих в группу, некоторые черты, которые, по нашему мнению, характеризуют группу в целом. Например, бытует мнение, что все негры более страстные и темпераментные, чем люди, представляющие европеоидную расу (хотя на самом деле это не так), все французы – легкомысленны, англичане – замкнуты и молчаливы и т.д. [16].
Впервые термин «социальный стереотип» ввел в употребление У. Липпман в 1922 г. в книге «Общественное мнение». Вслед за Липпманом, который считал одной из основных характеристик стереотипов неточность, а часто и ложность содержания, в 20 – 30-е годы они чаще всего интерпретировались как прямая «дезинформация», «совокупность мифических представлений» и т.д. Ложность настолько прочно стала ассоциироваться с понятием «стереотип», что был даже предложен новый термин «социотип» для обозначения стандартного, но истинного знания о социальной группе. Лишь начиная с 50-х годов получила распространение гипотеза О. Клайнберга о наличии в стереотипах некоего «зерна истины». Затем особенно большое внимание стало уделяться так называемым «гипотезам контакта», согласно которым чем при более благоприятных условиях протекает контакт между группами, чем дольше и глубже они взаимодействуют и шире обмениваются индивидами, тем выше удельный вес реальных черт в содержании стереотипов [14, с. 205].
Социальные стереотипы являются мощным средством манипулирования сознанием всех слоев общества. Поскольку социальные стереотипы представляют собой аккумулированный групповой социальный опыт и отражают относительно общие, повторяющиеся свойства и особенности социально-политических явлений, а их формирует целенаправленная деятельность средств массовой информации и политической пропаганды, в целом всего общества, нам необходимо выявить, что же входит в понятие «социальный стереотип» и каким же образом формируются социальные стереотипы....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Несмотря на широкую распространенность и уже определившееся значение этого понятия, его объем, и содержание продолжают оставаться дискуссионными. Единой трактовки в определении понятия «стереотип» не существует до настоящего времени.
Под социальным стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей [1].
Механизм появления социальных стереотипов до конца не исследован, до сих пор непонятно, почему одна из черт начинает привлекать внимание представителей других групп и отчего это становится всеобщим явлением. Но, так или иначе, стереотипы становятся частью культуры, частью мораль-ных норм и ролевых установок [16].
При этом стереотипы являются, преимущественно, результатом социального научения, их возникновение и сохранение осуществляется благодаря социальному влиянию. По мере развития ребенок воспринимает и усваивает мнения и убеждения, разделяемые его социальным окружением. Поэтому представления каждого человека содержат в себе многие страхи, предубеждения, ошибки и заблуждения того общества, в котором он воспитывался и которому он принадлежит. Структура и содержание наших когнитивных схем (стереотипов) относительно тех или иных социальных групп обусловлены многими факторами [10].
Возникнув однажды, стереотип распространяется на всех членов соответствующей аутгруппы без учета каких-либо индивидуальных различий. Поэтому он никогда не бывает полностью истинным. Действительно, нельзя, например, говорить о чертах неаккуратности или жестокости по отношению к целой нации или даже населению какого-либо города. Но стереотипы никогда не бывают и полностью ложными, они всегда должны в некоторой степени соответствовать характеристикам личности из стере отипизируемой группы, иначе они не были бы распознаваемы [16].
На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Несмотря на широкую распространенность и уже определившееся значение этого понятия, его объем, и содержание продолжают оставаться дискуссионными. Единой трактовки в определении понятия «стереотип» не существует до настоящего времени.
Под социальным стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей [1].
Механизм появления социальных стереотипов до конца не исследован, до сих пор непонятно, почему одна из черт начинает привлекать внимание представителей других групп и отчего это становится всеобщим явлением. Но, так или иначе, стереотипы становятся частью культуры, частью мораль-ных норм и ролевых установок [16].
При этом стереотипы являются, преимущественно, результатом социального научения, их возникновение и сохранение осуществляется благодаря социальному влиянию. По мере развития ребенок воспринимает и усваивает мнения и убеждения, разделяемые его социальным окружением. Поэтому представления каждого человека содержат в себе многие страхи, предубеждения, ошибки и заблуждения того общества, в котором он воспитывался и которому он принадлежит. Структура и содержание наших когнитивных схем (стереотипов) относительно тех или иных социальных групп обусловлены многими факторами [10].
Возникнув однажды, стереотип распространяется на всех членов соответствующей аутгруппы без учета каких-либо индивидуальных различий. Поэтому он никогда не бывает полностью истинным. Действительно, нельзя, например, говорить о чертах неаккуратности или жестокости по отношению к целой нации или даже населению какого-либо города. Но стереотипы никогда не бывают и полностью ложными, они всегда должны в некоторой степени соответствовать характеристикам личности из стере отипизируемой группы, иначе они не были бы распознаваемы [16].
После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.